W.A.S.P. «Golgotha» (2015)
Есть одна замечательная фраза, которую приписывают Ференцу Листу: «Жизнь важнее приличий». У группы, которую в 1982 году создал Стивен Эдвард Дюрен по прозвищу Блэки Лолесс, рамки этих самых приличий вписывались в одну из ранних расшифровок аббревиатуры W.A.S.P.: We Are Sexual Perverts («Мы – половые извращенцы»). Под стать группе было и название первого сингла – «Animal (F**k Like A Beast)». Но время шло, менялись не только участники W.A.S.P. и музыка, которую они записывали и выпускали, но и мировоззрение единоличного лидера. В двух первых лонгплеях Блэки пропагандировал непреходящие ценности настоящего рок-н-ролльщика – секс, алкоголь и (собственно) рок-н-ролл. Затем начались критические выпады против политиков и власти. И всё это – в форме ядреного хард-н-хэви (исключение – крайне странный «индустриальный» альбом «Kill. Fuck. Die» 1997 года). В этом жанре W.А.S.P. стали звёздами в хэйр-металлические 80-е и по большому счету удерживают статус культовой команды по сей день. Начиная с последнего альбома 90-х «Helldorado» и всё первое десятилетие группа радовала, но ничем не удивляла. Единственной неожиданностью тех лет стал концептуальный альбом в двух частях «The Neon God», и то за счет острого сюжета.
Казалось бы, группа понемногу стареет, выдавая всё с бОльшими промежутками приемлемые, но не несущие никаких откровений альбомы. Убеждение укреплялось концертами. В последние годы W.A.S.P. играют, вместе с выходом на бис, не дольше 65 минут. Да и нового материала на них не представляют, выезжая на «олдис-голдис» хитах, вышибающих ностальгическую слезу у тех, в основном, нетрезвых, зрителей, которым «Animal», «Wild Child» или интерпретация «I Don’t Need No Doctor» Рэя Чарлза пришлись на детство и юность. Увы, первую из вышеперечисленных песен «живьем» мы больше, похоже, не услышим. В 2015 году сет-лист, стабильный на протяжении двух десятилетий, изменениям таки подвергся. От «Голгофы» чего-то экстраординарного не ждал, вероятно, никто. И вот, через шесть лет после выхода предыдущего альбома «Babylon», громыхнула настоящая бомба. На фоне заявлений, которые делал Блэки во время промокампании нового полноформатника, эта бомба оказалась как минимум нейтронной. Судите сами, когда человек с известным отношением к приличиям говорит, что он прозрел, уверовал и стал настоящим христианином – это сродни провокации. Однако все поводы для беспокойства рассеиваются, когда читаешь те же интервью дальше. Лолесс подчеркивает, что он верует, но организованную религию не признаёт. Он никому ничего красиво, эффектно и талантливо не проповедует, как это делают несколько десятилетий Stryper и им подобные. На своей «Голгофе» он пересказывает собственными словами библейские истории и притчи, без фанатизма рассуждает о заповедях, делится сегодняшним мироощущением, не забывая помолиться.
Первые два номера – «Scream» и «Last Runaway» сделаны в характерном «васповском» ключе и при поверхностном прослушивании могут показаться тривиальными. Третий трек «Shotgun», начинающийся с риффа а-ля AC/DC и разворачивающийся в духе лучших номеров альбома «Last Command», был бы им под стать, если б не некоторые «сюжетные» ходы и почти эпический (по меркам группы) характер. «Miss You» длится восемь минут и является своеобразной молитвой. По мелодии она наследует «Sleeping In The Fire», а в драматургическом развитии не уступает одному из главных шедевров W.A.S.P. – «The Idol». Следующая за ней «Fallen Under» – исповедь, затем – еще один восьмиминутный эпик «Slave Of The New World Order». В нём сконцентрированы вся энергия, мощь и динамика, благодаря которым команда и стала культовой. Про три последних номера совсем коротко: они поднимают градус альбома до точки кипения.
В каждом из моих коллег наверняка сидит собственный скептик, и у всех он ведет себя по-разному. Но чем «заслуженней» и матерей артист – тем выше спрос. По части «Golgotha» было ехидство, не лишенное ироничной злобы. Но уже после первого прослушивания внутренний скептик оказался на лопатках, признав, что этот альбом – шедевр, достойный встать в один ряд с такими классическими альбомами, как «W.A.S.P.» и «The Crimson Idol». А последовавший за первым добрый десяток прослушиваний «Golgotha» в этом убедил окончательно.
hard’n’heavy 9/10
Napalm/ Mazzar
Рецензия опубликована в #74