Восточный синдром «Кельт» (2017)
Апрель 27, 2018
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Восточный синдром «Кельт» (2017)

В России изданием легендарного «Восточного синдрома» занимается лейбл «Геометрия», выпустивший в прошлом году двойной альбом «Клуб местной промышленности» (с записью ранее не издававшегося магнитоальбома – см. рецензию в InRock #81). За океаном же продукцию магаданцев выпускает фирма Trail Records, после студийных альбомов («Студия-13» и «С ключами на носу») опубликовавшая сборник лучших вещей «Синдрома» с добавлением редких версий и уникальных бонус-треков. Слушая отреставрированный и хорошо отмастерённый материал «Кельта», понимаешь, насколько необычной и новаторской командой был «Восточный синдром»: развитие «прогрессивной» линии отечественной рок-музыки могло бы пойти по-другому, не потеряйся группа в начале 90-х в дебрях стремительно меняющейся постсоветской реальности и собственных психоделических грёзах. Вместе с питерскими «Джунглями» и московским «Нюансом» магаданский коллектив представлял «постпрог-нововолновую» фракцию, с характерным минималистичным саундом, «зацикленными» гитарами, ориентальными мотивами и скользящей поверх вокальной мелодикой. Конечно, сегодня ритм-бокс (треки 1-5) слушается архаично, но зато с живыми барабанами группа просто великолепна. Насыщенности придают и разные по тембру, тесситуре и экспрессии голоса Андрея Неустроева и Константина Битюкова – обоих уже, к сожалению, нет в живых. Памяти вокалистов и основных авторов «Синдрома» и посвящён релиз. А саксофон придаёт звучанию совсем уж непривычную отрешённость – словно и правда попадаешь в некую чудесную страну, которую безуспешно ищет герой песен (время от времени прорываясь в реальность). По части изысканности текстов «Восточный синдром» соперничает с «Вежливым отказом»: вопросы о том, «можно ли с сытым поэтом говорить о сонетах» и как «урчащие волны приветствуют кровь возбужденьем», поныне актуальны. Среди опубликованных впервые треков особенно интересны записи, сделанные в 1989 году в тон-студии «Останкино», когда группе был дан карт-бланш на использование профессионального оборудования (в полной мере не реализованный по причинам рок-н-ролльного раздолбайства). Ближе к концу расположен ремикс заглавной вещи, мощнейшей психоделической элегии «Кельт», выполненный в 2010 году барабанщиком и валторнистом «Синдрома» Александром Симдяновым. А завершает альбом скрытый трек – альтернативная версия знаменитого «Шествия брызгунцов». В концепцию релиза вписывается и выбранная для обложки картина якутского художника Михаила Старостина. Все мы немножечко кельты, в конце концов. Где бы ни жили.
P. S. Релизы «Геометрии» и Trail Records дополняют друг друга: для коллекционера и знатока будет интересен и необходим и тот, и другой. Купить же американское издание можно через лейбл «Выргород».

Рецензия опубликована в #83

InRock
8 из 10
Общее впечатление

psychedelic/new wave/progressive
Trail Records

8

Рекомендовано к прослушиванию
Елена Савицкая

Елена Савицкая