Vintersorg «Till Fjälls del II / Tillbaka till Källorna» (2 CD, 2017)
Когда мультиинструменталист Андреас Хедлунд выпустил первый релиз под именем Vintersorg, он назвал его «Till Fjälls», что означает «В горы». (Псевдоним же Винтерсорг был позаимствован у персонажа 47-томного романа-сериала норвежской писательницы Маргит Сандему «Люди льда»). Вышел альбом в 1998 году, а спустя 19 лет пред нами предстаёт вторая его часть. Слушая её, невольно задумываешься над тем, насколько разным может быть вдохновение в разном возрасте у одного и того же человека. Хотя в «Till Fjälls del II» можно услышать даже цитаты отдельных музыкальных фрагментов альбома 1998 года, прямым продолжением дебюта он не является. Новые композиции несут в себе гораздо больше скандинавской фолковой распевности, нежели три предыдущих современных релиза Винтерсорга. (Они являются частью тетралогии, посвященной стихиям). А вот саунд будто срисован в большей части оттуда, а в меньшей – с последних лонгплеев проекта Borknagar, одним из участников коего является Хедлунд. Но не был бы Винтерсорг Винтерсоргом, если бы не добавил в упомянутую распевность всевозможных музыкальных фишек собственного изготовления. За это в характеристике жанра к «фолк-метал» добавлена приставка «прогрессив».
Разноплановость альбома во многом говорит о сложности, поэтому его интересно переслушивать – каждый раз открываются новые и новые пласты. С текстами труднее: они на шведском, перевода на английский нет, впрочем, и в этом есть плюс: любители самостоятельно покопаться в смыслах получат удовольствие.
Второй диск являет собой свежий материал проекта Vargatron, просуществовавшего с 1994 по 1996 годы. Метал-архивы его лишь упоминают белой некликабельной строкой послужного списка Хедлунда, записей Vargatron того периода в сети найти не удалось. Однако по современной их редакции можно проследить связь с первыми альбомами Vintersorg, в которых викинг-блэк-метала было поболее, чем в нынешнюю пору. А завершающая релиз акустическая «Svart måne» гораздо ближе к эстетике ещё одного проекта Хедлунда – Otyg. Но во всём этом есть и немалая доля сегодняшнего Винтерсорга. Есть все основания предполагать, что «Tillbaka till källorna» – ещё один вариант попытки более взрослого переосмысления переживаний юности…
Рецензия опубликована в #82
progressive folk/viking metal
Napalm/"Союз Мьюзик"