Вежливый отказ «Коса на камень»
Апрель 10, 2012
Елена Савицкая (257 статей)
Поделиться

Вежливый отказ «Коса на камень»

art / avant rock
Фирма грамзаписи «Фили», 1997 / «Геометрия», 2011

Писать рецензии на «старые», классические альбомы – дело неблагодарное, поэтому мы и не будем этим заниматься. Тем более что в буклете к переизданию «Косы на камень» рецензий аж две – подробнейшее историко-аналитическое описание от Григория Дурново и написанное еще в 1997 году изысканно-поэтичное эссе Евгения Чижова (последнее сам Роман Суслов в свое время определил как «единственный печатный текст, на мой взгляд, заслуживающий внимания и уважения»). Напомним лишь, что «Коса на камень» — предпоследний альбом «Отказа» перед большой паузой в деятельности группы (2003-2006). Записывался он во время бурной хозяйственной деятельности Суслова по разведению лошадей и развитию экологического туризма в деревне Козино Тульской области и отразил стремление автора к освобождению, бегству из «застенков» города, к природе, к духовному обновлению. Впрочем, это лишь одна из граней содержания альбома, многие песни которого плотно вошли в репертуар «Вежливого отказа», в том числе и в его новейшей истории. «Родной язык», «Большевик», «Рок энд Ролль», «Жаль!», «Полоса неудач» — вот лишь неполный список вещей, которые истинный поклонник «Отказа» наверняка знает наизусть. Во многих смыслах «Косу» можно назвать краеугольным камнем в дискографии «Отказа», ведь диск в буквальном смысле полон хитов, да и в плане образно-поэтическом группа вернулась здесь от «игры фонем» к «нормальным» (если можно так выразиться) песенным текстам, что облегчало восприятие. Однако издания фирмы «Фили» (как и более ранние релизы «Отказа» на других лейблах) давно уже стали коллекционной редкостью. Так что «Геометрия» пошла на оправданный шаг, а чтобы новый релиз не был простой перепечаткой старого, присовокупила к хрестоматийной (хотя и в звуковой редакции гуру ремастеринга Евгения Гапеева) аудиоверсии еще и бонус-DVD с записями программы «Антропология», концертов в клубе Tabula Rasa и на Васильевском спуске, а также двух студийно-репетиционных видео. Истинный подарок меломану! В довершение всего – обширный буклет с двумя упомянутыми статьями, архивными фото, а также текстами песен и (внимание!) их переводами на английский язык. Надо думать, переводчику пришлось изрядно помучиться над всеми этими «Топнул одной: нету – Москва / Топнул другой: нету – страна / Об континент! Об материк…», но перевод сделан и вправду высокохудожественный, почти эквиритмический. Так что иностранным товарищам теперь будет понятна глубина и соль текстов «Вежливого отказа». Интересно и сопоставление фотографий, сделанных в том же составе и на том же месте в 1997 и 2011 годах. Всё те же люди! (Хотя сейчас состав «Отказа», конечно, иной). Манежная площадь – видимо, знаковая для группы (и не только) точка пространства, даже драку на фото инсценировали… В общем, много интересного обнаруживает «внимательный читатель», подробным образом изучив, прослушав и просмотрев релиз. По хорошему, таким образом надо переиздать все старые альбомы «Отказа», и каждому устроить презентацию (как недавнее 15-летие «Косы» в клубе China Town) – ведь время больших юбилеев грядет.

Елена Савицкая

Елена Савицкая