Ян Гиллан (Deep Purple): Основной вопрос
Апрель 12, 2013
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Ян Гиллан (Deep Purple): Основной вопрос

Благодаря Deep Purple к основным вопросам истории – «Кто виноват?» и «Что делать?” добавился еще и «основной вопрос классического рока»: «Now What?!» Или, говоря по-русски: «И что теперь?»

Этот вопрос можно адресовать и непосредственно Deep Purple («Ну, записали альбом, что дальше?»), и всему «рок-ветеранскому» сообществу («Сколько еще получится у них играть в себя двадцатилетних?»), и слушателям («А чего вы, собственно, ожидали?»), и тому, что осталось от музыкального бизнеса. При этом группе удалось избежать «болезни концептуальности» – Deep Purple просто записали канонический хард-рок-альбом, в очередной раз показали свою творческую дееспособность и дали фэнам пищу для новых обсуждений.

В разговоре с журналом «InRock» фронтмен группы Ян Гиллан рассказал кое-что об альбоме, содержимое которого находилось еще под строжайшим секретом. К счастью, нам удалось его послушать в офисе российского лейбла «Союз Мьюзик». Уже по первому впечатлению ясно – эта музыка стоила того, чтобы ее ждать. И всё-таки, с чем же связана такая долгая пауза?

Гиллан отвергает мысль о загруженности группы на гастролях. «Иногда, чтобы начать, нужен катализатор», — признается он. — «Думаю, у нас просто не было желания записывать новую музыку, понимания, зачем это нужно. И тут вдруг зазвонил телефон…»
На другом конце трубки был Боб Эзрин, знаменитый продюсер, «сделавший» “The Wall” и “Welcome to my nightmare”… Однако у Боба не было цели переделать группу под себя. «Мы сочиняли музыку так же, как и всегда, в совместных джемах», — комментирует Гиллан. — Каждый приходил с пустыми руками. Собирались в два часа дня, расходились в шесть вечера».

Группа по-прежнему ценит спонтанность сочинительства. «Мы начинаем джемовать, и внутри этого цикла вдруг начинает что-то появляться. Так, что даже на лицах бывает написано: «Мы еще не знаем, но что-то тут есть – надо записать!» – улыбается Гиллан.
Боб Эзрин указан в числе соавторов группы вместе с пятью ее музыкантами. Каков же его творческий вклад? – «Очень разнообразный! В сочинении Боб особо не участвовал, зато исправлял за нами ошибки. Он заставил меня переписывать одну песню целых пять раз!»
Не хотелось ли протестовать? Гиллан так не думает: «Боб не диктовал свою волю – скорее подавал нам руку помощи. Он – идеальный продюсер, который по-настоящему стал частью группы».

И всё же более всего заметна рука Эзрина на завершающем диск треке «Vincent Price», посвященном легендарному актеру из фильмов ужасов. Полная странных звуковых эффектов, скрипов и воплей, эта вещь словно пришла к «Перпл» из репертуара Элиса Купера. «Вся ее необычность продиктована названием, текстом и саундом, — возражает Гиллан. «Мы с Роджером Гловером представили себя режиссерами, которые снимают фильм ужасов с Винсентом Прайсом в главной роли. Что в нём будет? И мы начали перечислять: скрип дверей, звон цепей, гром и молния, капли крови, вампиры и девственницы, жертвоприношения и зомби… И когда мы закончили этот список, то сказали друг другу: «А вот и текст готов!» – смеется певец.

Интересна и стилизованная «под Восток» вещь “Weirdistan”. «Она о разных культурах, которые развиваются с разной скоростью. О том, как одни люди стараются навязать свою волю другим, доказать, что они правы в своей вере, а другие – нет. Отсюда – прямой путь до агрессии», — вздыхает Гиллан. – «Это как раз та вещь, которую я шесть раз переписывал».

В самый разгар работы над альбомом музыканты пережили огромную потерю. Ушел из жизни основатель группы, ее экс-клавишник Джон Лорд. Это событие не могло не отразиться в музыке, и целых две вещи на диске – дань памяти коллеге и другу. «Джона не стало как раз тогда, когда мы работали над новой музыкой, и его смерть сильно на нас повлияла. Это слышно в «Above And Beyond», текст которой я написал сразу после похорон. Его образ был со мной тогда и остался запечатленным в песне», — поведал Гиллан. Вторая вещь, в которой, по словам Яна, «присутствует дух Джона» — “Uncommon Man”, по определению певца – «смесь стансов и панегирика».

Хотя Гиллан старается отвергать любые прямолинейные трактовки своих вещей, особенно имеющих явный политический и философский подтекст. «Мы всегда стараемся внести в песни долю загадочности. Никогда не заявляем напрямую, мол, наша позиция такая-то и такая-то. Стараемся говорить туманно, загадочно. Наши тексты – скорее импрессионистский рисунок из слов, чем какое-то конкретное утверждение. То, что вчера было актуальным, побудило нас сочинить песню, завтра уйдет в прошлое, а музыка останется», — объясняет певец.

Красной нитью сквозь альбом проходит тема времени – от открывающей его «A Simple Song” до сингловой баллады «All The Time In The World». Источником вдохновения для нее стало одно из воспоминаний Гиллана… «Когда я был помоложе, у меня в саду работал пожилой человек. Бывало, он усаживался под дерево – в перерыв на ланч, чтобы съесть свой сэндвич, – и, когда уставал, просто сидел там и дремал. Однажды он поделился со мной поговоркой, которую узнал от своего отца, а тот – от деда. «Иногда я сижу и думаю о чём-то. А иногда я сижу просто так». И я подумал – какая красивая мысль! Просто сидеть и ни о чём не думать – кажется, это легко, а на самом деле практически невозможно. Так могут либо те, кто достиг больших высот в медитации, либо те, кто чувствует себя единым целым с природой».

А интересно, на каких из новых песен Гиллан больше всего доволен своим вокалом? “Это может меняться день ото дня. Сейчас мне больше всего нравятся «Apres Vous», «Out Of Hand» и»Above and Beyond». Если меня спросят об этом завтра, я, наверное, назову что-нибудь другое”, — разводит руками музыкант. Так же трудно пока предсказать, какие именно вещи будут играть «Перпл» на концертах: «Когда начнем репетировать перед турне, попробуем новый материал и поймем, что лучше «срабатывает» живьем». Зато турне уже назначено – в России группа сыграет осенью…

И остается только надеяться, что новые альбомы группа будет выпускать так же часто, как и приезжать к нам. Новый альбом ведь не заставить себя ждать столько, сколько этот?
«Я тоже на это очень надеюсь», — кивает на прощание Гиллан.

Владимир ИМПАЛЕР
Полную версию материала читайте в свежем номере «ИнРока» (№58/2013).
Благодарим Максима Былкина («Союз Music») за организацию интервью и предоставленные фотографии.

Владимир Импалер

Владимир Импалер