v/a «The Art of McCartney» (2014/2015)
Июль 23, 2015
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

v/a «The Art of McCartney» (2014/2015)

rock 8/10
Arctic Poppy/Kobalt/»Союз Music»

«Искусство Пола Маккартни» – это 34 трека на двух дисках, плюс еще восемь бонусов (кто ищет, тот всегда найдет), равномерно перемешанный материал времен The Beatles и сольной карьеры Пола… словом, богатая пища для размышлений и фэнам-битломанам, и музыкальным критикам. Чтобы не впасть в искушение рассказа о каждом треке, начнем с общего. А общего у альбома – персона его продюсера, зовут его Ральф Солл и сделал он карьеру в киномузыке, а познакомился с Полом Маккартни, по меркам истории рока, сравнительно недавно, в 2003-м, при записи очередного саундтрека. По словам Ральфа, работа над проектом началась именно тогда. Также где-то две трети треков объединяет и состав инструментальной группы – это участники нынешнего бэнда Пола Маккартни: гитарист Расти Андерсон, клавишник Пол Викенс, басист Брайан Рэй и барабанщик Эйб Лабориэл. То есть, по сути, это группа Маккартни… без самого Пола! Но с парой дюжин суперзвезд всех времен и стилей – от смуф-джаза до альтерно-метала. Музыканты знают свой репертуар наизусть, он выверен десятилетиями концертов, это и плюс, и минус, поскольку нивелируются особенности каждого из исполнителей. Их игра как фоторамка для развлечения туристов – голова своя, фигура знаменитости. В то же время альбом – это не кавер-продукция куликов-шервудов, поставленная на поток. Хотя Ральф Солл тоже набил руку на трибьютах – на его счету записи-посвящения The Doors, Grateful Dead и Eagles. Но среди участников «The Art of McCartney» завсегдатаев трибьют-«шабашек» немного. Зато людей, которые и в жизни не представишь исполняющим песни Маккартни, предостаточно.
Артистов можно мысленно разделить на три поколения. Условно говоря, ровесники Маккартни: Боб Дилан, Доктор Джон, Кэт Стивенс, Брайан Уилсон… Сыновья и младшие братья: Джефф Линн, Элис Купер, Пол Роджерс, Kiss, Heart… Внуки: Корин Бэйли Рэй, Peter Bjorn and John, Джейми Каллум и какие-то совсем уж незнакомые, но явно вдохновленные «Битлз» инди-рокеры. В интерпретации пасует поколение рокеров – для них битловский «канон» слишком незыблем, чтобы его нарушить, и выходят, как правило, осторожные, стилистически верные и тяжеловатые версии того, что в оригинале было легко и изящно. Даже Элис Купер в «Eleanor Rigby» поет так, что с первого раза и не узнаешь. А младшие, начиная с 80-х – это уже конкретные плоды битломании, из всех героев нашего времени собрались именно те, что слеплены из такого же теста, и им особо даже не нужно притворяться. Хороший пример – «For No One» Яна Маккаллоха, лидера Echo & The Bunnymen.
Интереснее всего, однако, работы тех, кто может смотреть на Пола если не свысока, то вровень. Сам факт, что к записи удалось привлечь отца кантри Вилли Нельсона, блюзового патриарха Би Би Кинга, певицу Ронни Спектор из Ronettes и Ванду Джексон, «королеву рокабилли» 50-х, который сейчас, постойте-ка, 77 лет! То, как она уделала «Run Devil Run», маккартниевский рок-н-ролл, записанный в 99-м, и есть настоящая связь времен – крест-накрест и косыми стежками. Жаль только, эта вещь спрятана в бонус-секции. Вообще лучшие версии возникают как раз на пересечении стилей и эпох, когда артисты не пытаются сделать «как тогда», а играют на контрасте, на огромном расстоянии – осознанно или неосознанно. Настоящие мурашки по коже от «Things We Said Today» Боба Дилана – слышно, как скрипит песок времени, и это его «today» – уже не «сейчас» и не «50 лет назад», а сама Вечность.

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев