Центр «Абсолютное почтение человека» (2020)
Ещё один «пандемийный», созданный во время изоляции релиз позиционируется как «посвящение современным диктатурам Азии и Африки». Но, зная творческую манеру Василия Шумова и его группы, можно не сомневаться: даже когда он говорит про далёкие тропики, имеет в виду Чертаново. В новом альбоме когда-то московско-калифорнийской, а ныне вновь московской группы «Центр» 24 трека, которые разбиты на три главы (!). Три части, три лица альбома представляют радугу интересов автора, темы его беспокойств. Это не просто музыка – это высказывание и позиция. Дискографию «Центра» вообще можно представить как собрание мультикультурных актов. Это естественный путь развития, но нему шёл, допустим, журнал «КонтрКультуУр’а». Но для этого нужен определённый уровень – и осознания реальности, и способности самовыражения.
Лидер проекта Василий Шумов удовлетворяется короткими и хлёсткими, пышущими иронией текстами – почти лозунгами. Их смыслы лучше понятны в контексте времени. Поэтому надо спешить их слушать – они могут стареть. Вспоминается знаменитый припев из песни «Три аккорда» группы «Дети», который «наивное» телевидение стало использовать как гимн передачи, посвящённой прославлению именно того понятия, над которым когда-то издевались рокеры.
Первая часть альбома, «Диктатор третьего мира любуется собой», относится к тоталитаризму, теме, общей для всего мира. Вторая, «Указ от 18.08.1960 о расширении городской черты Москвы» – о модернизации столицы, которую трудно отделить от разрушения её духа. А вот третья часть, «Фестиваль Центроборатор», повествует о том, что делает сам Шумов. К 40-летию «Центра», кроме нового альбома, группа готовит масштабный трибьют, который создают «центробораторы» – дистанционные участники записей. В состав же основной группы, кроме Шумова, входит мультиинструменталист Евгений Ильницкий. Музыканты явно нашли друг друга в неспешных электронных речитативах с политическим подтекстом.
Альбом вписывается в концепцию, согласно которой у «Центра» нет цели разбогатеть и прославиться, и существует скорее в рамках современного мультижанрового искусства. Сам Шумов говорит про влияние конструктивизма, агитпропа, концептуализма и нонконформизма. При этом чуть ли не впервые в своей истории группа использует ненормативную лексику. К счастью, это единственная подобная примета времени. Становясь взрослыми людьми, лихие и злые пост-панки 80-х превращаются в серьёзных концептуалистов. Они не рушат систему, не ломают клетки вокруг и даже не просто иронизируют, а последовательно и с документами в руках тычут цивилизацию в то, что же она, дурная, натворила…
Александр В. Волков
synth-pop/new wave 7/10
"Союз Music"