Iamthemorning & Arstidir: Лёгкая пара в тяжелом зале
Март 15, 2017
Иван Розмаинский (56 статей)
Поделиться

Iamthemorning & Arstidir: Лёгкая пара в тяжелом зале

Самый первый концерт в своей истории петербуржцы Iamthemorning отыграли с исландским ансамблем Arstidir в 2010 году. С тех пор эти коллективы регулярно играют вместе, по крайней мере, в нашей стране. Причины тому не только в тёплых, дружеских отношениях между музыкантами, но и в стилистической близости обоих проектов, хота эта близость не столь уж однозначна. Скорее, можно говорить о «саундовой» или «настроенческой» похожести.

Iamthermorning – возможно, самый успешный на Западе российский рок-коллектив за весь пока ещё недолгий XXI век. Дуэт пианиста Глеба Колядина и певицы Марьяны Сёмкиной издал два альбома на известном английском лейбле Kscope и объездил с концертами почти всю Европу. На записях и вживую им помогают как западные, так и российские коллеги – от барабанщика Гэвина Харрисона и вокалиста Мариуша Дуды до струнников и арфистов. Это камерная музыка с доминирующим звучанием фортепиано и струнных инструментов, а также с женским вокалом, создающим «готичные» образы у слушателей. Ассоциации с Тори Эймос вполне уместны, хотя ансамбль не является её клоном. Музыкантам удалось в своём творчестве соединить «симфоническую сложность» и «романтическую песенность» таким образом, что их творчество может быть интересно и лысеющим любителям «прог-зауми», и 16-летним влюблённым девушкам. А это, согласитесь, под силу далеко не всем.

На этом концерте Iamthermorning выступали без ритм-секции, в составе «вокально-академического квартета»: пианино (вернее, синтезатор «Норд»), скрипка, виолончель (за неё отвечает бельгиец по имени Гийом из Arstidir) и вокал. В самой первой композиции звучала также гитара, на которой играл ещё один участник Arstidir – Гуннар Якобссон (он же совершенно чудесно выстраивал гармонии бэк-вокала). Музыканты исполнили около 13 песен в течение ровно одного часа, и их перформанс был, пожалуй, не менее убедителен, чем когда они играли с ритм-секцией (например, в октябре 2013 в Санкт-Петербурге на разогреве перед Riverside). Были очевидны и высокая степень профессионализма музыкантов, особенно пианиста, и умение работать с публикой.

 

Прекрасная композиция “K.O.S.”, которая на альбоме “Belighted” звучит довольно «роково», на концерте была более чем убедительна «в акустике», а зловещие стаккато струнных в самом конце вещи буквально сражали наповал. Хотя, по словам Марьяны, песни коллектива – «о боли и смерти», лично у меня ощущения «мировой скорби» не возникало, что не мешало с интересом воспринимать умеренно меланхоличную и неординарно аранжированную музыку. В одной из композиций – “5/4” – я даже поработал своими ладонями в качестве «перкуссиониста», впрочем, как и большинство слушателей в зале, выделив ритмические акценты, указанные певицей. Слушателей было немало — на взгляд около четырех-пяти сотен человек. Не то чтобы аншлаг, давки в зале не было, но заполнен он был почти полностью.

Arstidir – чисто песенная музыка, которую можно обозначить термином “chamber folk”. Как выразился коллега Дмитрий Кошелев, такую музыку могли бы исполнять Саймон и Гарфанкел, если бы они родились и жили в Исландии. Музыканты цепляют слушателей особой исландской напевностью и специфическим северным колоритом. Хотя, наверное, можно привести немало отдалённых аналогий с множеством разных скандинавских «ориентированных на песни» коллективов, творчество Arstidir можно считать уникальным явлением. Другой такой группы нет. За менее чем десять лет существования они выпустили три альбома, не считая совместного диска со знаменитой Аннеке ван Гирсберген.

     

Как и питерцы, Arstidir выступали в чисто акустическом составе: две акустические гитары (одна из них – баритон-гитара), пианино, скрипка и виолончель (которой играл уже знакомый нам Гийом). За вокальные партии отвечали все музыканты, кроме струнников. В двух-трёх композициях прозвучали «забитые» электронные барабаны. Это было наименее убедительной частью перфоманса. Лично меня в наибольшей степени зацепила песня, исполненная в формате a capella (примерно шестая по счёту), а также вещь, сыгранная на бис, самая драматичная и патетическая из всего того, что продемонстрировали за вечер музыканты. Если не ошибаюсь, это была “Shades”. Лично мне немного не хватало в их музыке какого-то «нерва», «изюминки». Некоторые композиции звучали довольно однообразно, как братья-близнецы, однако подавляющее большинство слушателей со мной явно не согласились бы. Зал слушал, буквально затаив дыхание. В целом Arstidir принимали более активно и эмоционально, чем предыдущий коллектив, и можно сказать, что 80-минутное шоу исландцев прошло с большим успехом.

     

В заключение хочется отметить одну интересную особенность этого концерта. Он состоялся в клубе, ориентированном даже не на рок в целом, а на хэви-метал. Скажем, шесть дней назад в нём было шоу «пост-блэкстеров» Arcturus. Зал был заполнен почти полностью. При этом обе группы играли без барабанов, бас-гитар и электрогитар, чисто камерно. Представьте себе обратную крайность – Megadeth или Rammstein в Концертном Зале имени П. И. Чайковского… Это я к тому, что многие стереотипы восприятия музыки к десятым годам XXI века безнадёжно устарели.

Иван РОЗМАИНСКИЙ
Фото — Михаил Степанов. Весь фоторепортаж смотрите во вконтакт-комьюнити «ИнРока»: https://vk.com/album-2548741_242650170
Благодарим Олега Коленду (Delta Mekong Concerts) за аккредитацию.

Общее впечатление

10 марта 2017 г.
Москва, клуб "Volta"
Delta Mekong Concerts

Иван Розмаинский

Иван Розмаинский