v/a «A Lake of Ghosts: The Long Shadow of My Dying Bride» (2017)
Такие редкие явления, как этот двойной трибьют-альбом, интересны своей аккуратностью и детализацией. Посудите сами: команда сайта, посвящённого конкретному жанру, своими силами организует трибьют одной из ключевых групп этого направления и самостоятельно выпускает отличное, концептуально оформленное издание. My Dying Bride – один из трёх нерушимых столпов британской дум-дэт-сцены, сформировавшейся в начале 90-х и задавшей тон сотням групп на многие годы вперёд. Anathema и Paradise Lost не раз кардинально меняли свою стилистику, но MDB, за вычетом экспериментальной работы “34.788%…Complete”, оставались оплотом депрессивного романтического дум-дэта.
Буклет сборника снабжён не только комментариями от каждой из 17 групп, записавших свои видения нетленных монументов чёрной тоски и горечи, но и вступительной речью самого Аарона Стейнторпа, одного из основателей MDB. Аарон скромно благодарит за внимание к собственному творчеству и вспоминает времена, когда он сам охотно перепевал песни любимых групп.
Что ж, перед теми, кто взялся за каверы, всегда стоит выбор – исполнить любимый хит один в один или рискнуть и отразить во всем знакомых мотивах свою индивидуальность. Песни охватывают большую часть дискографии MDB и размещены в порядке, обратном хронологическому. Так, норвежцы Omit исполнили в сдержанной траурной манере “Feel the Misery” с одноимённого альбома 2015 года. Торжественный атмосферный дум-метал и чувственное сопрано Сесилии Лангли отличают эту версию от более жёсткого оригинала. Memoirs творчески переосмыслили “Like a Perpetual Funeral”, исполнив этот меланхоличный гимн практические без электричества – голос, пианино, фисгармония, акустическая гитара, меллотрон, ударные и безладовый бас. Это чистое воплощение печали, деликатное и поэтичное на фоне каверов американских пост-экспериментаторов Dying Sun, жутковатых эстетов из Марселя Haiku Funeral, расхристанных сладжеров Of Spire & Throne, надрывного датского дум-дэт-проекта Sol и давящей панихиды Until Death Overtakes Me. Вместе с тем необычно благозвучна испанская стоунер-команда Hela со своей версией известного памятника ушедшей любви “For My Fallen Angel” и откуда ни возьмись прилетевшие с Марса космические рокеры Mushroom Fuzz. Следом за межгалактическими грибниками неспешно идёт Camel of Doom, заметно выросший за последние годы психоделический дум-проект из Британии: соло саксофона, давление гитар и рычащий вокал обыгрывают одну из самых известных песен MDB “The Cry of Mankind”. Отмечу сольную работу странного этно-проекта Forever Autumn, исполнившего в минималистичном мистическом ключе “Crown of Sympathy”, похоронную команду из Киева Narrow House и романтиков Vita Dolorosa, закрывающих сборник несколько авангардной версией “She Is the Dark”.
Персональная эсхатология, тёмная романтика и doom вообще, то есть «плохая судьба», «рок», «фатум» – эти темы MDB воспевают уже 27 лет. Творчество группы породило множество последователей, и “A Lake of Ghosts…” – явление хоть и редкое, но не удивительное. Дань уважения наследию британцев многие группы выражали на протяжении долгих лет, и единственной задачей было собрать всех их вместе. Редакция портала doom-metal.com, участники которой даже отметились на трёх песнях трибьюта, проделала кропотливую работу, которая будет интересна любителям меланхоличной и депрессивной тяжёлой музыки в целом и фэнам MDB в частности.
death doom metal 8/10
Doom-metal.com
Рецензия опубликована в InRock №79