Trettioåriga Kriget «Seaside Air» (2016)
Сентябрь 10, 2016
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Trettioåriga Kriget «Seaside Air» (2016)

Десятый студийный альбом легендарной шведской группы Trettioåriga Kriget – и второй англоязычный за всю историю. Первый, «доисторический» «Glorious Wars», записанный в 1971 году, был выпущен только в 2004-м. Так что всю свою «сознательную» жизнь «Тридцатилетняя война» пела на шведском, что, с одной стороны, ограничивало ее аудиторию, с другой – придавало звучанию оригинальности. Лидер группы Стефан Фредин рассказал в интервью нашему журналу (см. InRock #74), что автор текстов Улле Тёрнвалль хотел большего отклика от международной аудитории, и вот – сборник стихов на английском. А это повлекло за собой и изменения в звучании, причем даже не в музыкальной стилистике, а в настроении, в общей атмосфере. Вместо фирменной меланхоличности и угрюмых риффов – оптимистичность, спокойная уверенность и мелодизм, но без ухода в какую-либо попсовость. По сути, это некий пост-проговый, или, если хотите, прог-песенный формат. Сохраняя тот же состав: гитара, вокал, бас, ударные и «меллотроновые» клавишные, Trettioåriga Kriget звучат лаконично, по рок-н-ролльному честно и при этом удивительно свежо, словно и не было этих прожитых лет. Вернее, они были, и, возвращаясь во времена своей юности, музыканты подводят итоги, намечая пути на будущее.

С первых же гитарных позывных «The Photograph» проникаешься бодростью духа и приподнятым, почти что юношеским настроением. Воспоминания о давно ушедших людях, изменившихся пейзажах, хранимых старыми фотографиями – это ли не прекрасно? Еще более радостно, вдохновенно звучит заглавная «Seaside Air», посвященная природе родного края – морскому побережью местечка Сальтшёбаден, где с самого детства живут почти все участники группы. Заодно вспоминаются и младые годы, когда юные музыканты слушали Beatles и катались в «город» за новыми впечатлениями. Делам давно ушедших дней посвящена и автобиографическая «Forgotten Garden» – здесь рассказывается о печальном событии в жизни поэта Улле Тёрнвалля, когда в результате несчастного случая он травмировал руку и потерял возможность играть на гитаре. И вновь – никакого надрыва и драматизма, лишь после кульминационного момента в тексте («and music died») следует напряженный, быстрый инструментальный раздел. Абсолютно прекрасна баллада “Snow” с патетическим фортепианным вступлением. Следующие композиции в лучших прог-традициях заставляют напрячь память и порыться в энциклопедиях. Кто такой Билли (из одноименной песни), которого автор разыскивает в Ливерпуле? Судя по всему, это Билли Фьюри, ныне хорошо забытый «британский Элвис» – и в несколько наивной, с оттенком легкой грусти мелодии музыканты вновь отдают дань своей рок-н-ролльной молодости. «Dreaming of Vermeer» однозначно перекидывает мостик к «The Night Watch» King Crimson – нечастый пример воспевания классической голландской живописи в рок-музыке! Хотя в долгом гитарном вступлении слышится скорее что-то испанское. И наконец, сюжет гимнического финала «Behold The Pilot» основан на античном мифе о моряке Палинуре, чья душа после смерти продолжала странствовать. «Блуждающие» аккорды этой композиции, сочетаясь с рок-н-ролльным драйвом, тоже наводят на мысль о вечном путешествии, которое не прекращает группа.

Альбом вызывает удивительно светлые, теплые чувства. Несмотря на все изменения, стиль Trettioåriga Kriget остается узнаваемым. К тому же, подобно обложке, где под радостным солнечным кавером прячется суровый северный пейзаж, в музыке есть «двойное дно». Ненавязчивая красота этой музыки может проявиться не сразу. Никуда не ушло влияние скандинавского фолка, выражающееся и в особом ладовом строе, и в мелодике, и в ритмических акцентах, порой весьма неожиданных. Отдельно хочется отметить прекрасную вокальную форму обоих певцов: Роберт Зима и Стефан Фредин (он же басист и основной композитор) чередуются в разных номерах, причем у обоих — насыщенные баритоны, что не очень типично для рока. Так что в целом поклонники группы ничего не потеряли от перехода на язык международного общения, а вот суть песен стала гораздо понятнее. И это отнюдь не означает, что группа отказалась от шведского – на следующих альбомах Trettioåriga Kriget вполне может вернуться к родному языку.

Рейтинг InRock
9 из 10
Общее впечатление

progressive rock 9/10
Mellotronen

9

Обязательно к прослушиванию
Елена Савицкая

Елена Савицкая