The Tangent «Auto Reconnaissance» (2020)
Одиннадцатый альбом британской группы The Tangent можно назвать «типичным Танжентом». Конечно, если знать, что в данном случае считать типичным. Коллектив под руководством клавишника, вокалиста и композитора Энди Тиллисона с самого своего появления в 2002 году смешивает самые разные стилевые элементы – «классический» прог, кентерберри, джаз, фьюжн, поп, электронику и даже диско. То есть изначально такой подход не назовёшь стандартным (и подходящим, скажем, для любителя ретро-прогрессива), весь вопрос в балансе. В новом альбоме нет столь радикальных экспериментов, как прогрессив-джангловая «The Adulthood Lie» с предыдущего «Proxy» (2018), а многие идеи и мотивы выглядят знакомыми. Сам Энди Тиллисон в статье-аннотации к новому альбому (пример того, как лидер группы разъясняет своё творчество, что очень полезно для журналистов и вообще всех интересующихся – почитайте на сайте группы) сравнивает альбом с сериалом, в котором многие темы продолжают и развивают предыдущие выпуски. Немаловажна и информация о том, что состав участников коллектива, через который прошло множество прог-знаменитостей, не изменился с прошлого релиза: помимо Тиллисона, это молодой талантливый гитарист Люк Мэчин, хорошо известный прог-фэнам мастер ладового и безладового баса Йонас Рейнголд, виртуозный исполнитель на духовых Тео Трэвис и ударник Стив Робертс. Обложку в своём узнаваемом стиле выполнил известный белорусский художник Эд Юницкий.
Название «Auto Reconnaissance» можно перевести как «саморазведка», то есть самопознание и самокопание. А чем ещё было заняться на карантине? Правда, Энди Тиллисон утверждает, что открывающая альбом композиция «Life on Hold» к локдауну отношения не имеет, но повествует о непрерывности бытия и необходимости саморазвития (ещё одно «само-«). Это довольно прямолинейная, броская вещь с яркими клавишными хуками и запоминающимся припевом. Привет Asia! 16-минутная «Jinxed in Jersey» – ещё одна история из танжентовской серии «затерянный в…» (вспомним «Lost in London» или «Perdu Dans Paris»). На сей раз это приключения англичанина (гастролирующего музыканта) в Нью-Йорке, которые иллюстрируются сменами музыкальных стилей – от джаз-фьюжна до электрофанка и почти прог-метала. А вся соль здесь в разговорных «диалогах» со встреченными по дороге людьми (судя по всему, весьма искромётными и даже с ненормативной лексикой в качестве красного словца). «Under Your Spell» – просто песня о любви, довольно редко встречающаяся вещь в прог-роке; и хотя особо яркой эту вещь, на наш взгляд, не назовёшь, саксофонное соло Тео Трэвиса в конце несомненно удалось. Зато «The Tower of Babel» – безусловно, главный хит альбома: упругий фанковый ритм и интересные смены аккордов, бодрый мажорный припев и приятные клавишные соло – всё здесь на месте. Композиция посвящена также довольно характерной для The Tangent теме «нашествия машин», замене живого общения коммуникацией с различными цифровыми приборами, которые не всегда могут найти с людьми общий язык.
28-минутная «Lie Back & Think of England» – возможно, самая длинная из когда-либо сочинённых The Tangent композиций. Это очень серьёзная многочастная песня-размышление о судьбах Британии после Брекзита, где поэтичные описания английских пейзажей сменяются едкими комментариями к политическим дебатам. Следить за неторопливым развёртыванием джаз-рокового «полотна» интересно: после долгого «восхождения» кульминация на торжественных аккордах органа напополам с волынками (гость записи Марк Стэди) придаёт этому буйству «английскости» поистине экстатическую окраску. Правда, всю эту красоту очень быстро сметают «с холма» прог-металлические риффы, которые, в свою очередь, сменяются хитросплетённым басовым соло и репризой основной темы. Последняя вещь «The Midas Touch» в духе «медленного диско» со струнными, флейтой и равномерно булькающим басом Рейнголда звучит немного грустно и устало, хотя и внушает надежду на лучшее. Новому творению The Tangent, возможно, не хватает особого блеска и новизны, но если старые мысли хороши, то почему бы, действительно, не развить их ещё? По музыкальности альбом не уступает предыдущим, недаром сразу после выхода он занял восьмое место в UK Official Rock Charts. И хотя продержался он там всего неделю, это победа прог-рока!
Елена САВИЦКАЯ
Рецензия опубликована в InRock #91
progressive rock 8/10
InsideOut Music