Маттиас Эклунд (Mattias «IA» Eklundh): Уроки бога викингов
В этом году в программе франкфуртской выставки MusikMesse была интересная новинка – “Гитарный и барабанный колледж”. В его программу входили открытые лекции и семинары музыкантов-виртуозов, среди которых особо нужно отметить одну – c гитаристом из Швеции, лидером группы Freak Kitchen Маттиасом Эклундом.
Если вам посчастливилось попасть на урок к шведскому «Богу хэви-метала», как он сам себя иронично именует, ваше музыкальное видение уже никогда не будет прежним. Можете мне поверить! Нам уже не раз удавалось присутствовать на мастер-классах Маттиаса, и каждый раз мы выходили оттуда с ощущением «гипервентиляции» музыкальных лёгких, если так можно выразиться. А можно сказать, что после общения с ним словно открывается ещё одна комнатка в сознании. Эклунд ведёт разговор информативно, с шутками-прибаутками, и всегда в форме открытого диалога. Можно в любой момент задавать любые вопросы, чем мы и воспользовались. Тихонько заходим в класс, где уже началось занятие…
Многие говорят, что в музыке уже нет ничего нового. А что думаете вы?
О, я знаю таких людей, которые говорят, мол, Хендрикс это всё уже сыграл (смеётся). Я думаю, в океане музыки мы ещё только на самом верху айсберга. Лично мне не нравится перерабатывать чужие вещи, больше люблю искать и находить своё собственное. Меня изменила Индия. Она вынесла мне мозг и открыла двери в новые миры. И я хочу поделиться тем, что узнал, но только надо запереть дверь, чтобы вы не сбежали… я шучу! (Все смеются.) Первая поездка в Индию поделила мою жизнь, и личную, и музыкальную, на «до» и «после». Когда я был подростком, моя мама слушала индийские раги, но я их тогда не понимал, больше увлекался музыкой Заппы, Kiss и Mahavishnu Orchestra. По крайней мере, 17/18 не казались мне абсолютной дикостью. Но только очутившись в Индии, я начал чувствовать этот ритм. Это был гигантский прорыв, и теперь я не понимаю, как жил прежде без этих знаний. На мастер-классах я часто встречаю среди барабанщиков эдаких всезнаек, которые думают, что умеют всё, но они просто играют по схемам, и когда вы вытаскиваете их из этих схем, возникает пустота. Вот я и хочу вытащить их из зоны комфорта, научить их копать глубже, чтобы найти себя, «отрастить собственные усы». (Так Маттиас называет обретение собственного стиля, – прим. авт.).
Что же было таким судьбоносным для вас в Индии?
Я открыл для себя коннакол – индийский язык ритма, искусство вокальной перкуссии, если так можно выразиться. Если прислушаться, ритм есть везде, не только когда мы поём и играем, а во всём, что окружает нас. Мы идём, говорим, дышим, хлопаем дверьми, едем в лифте или в транспорте – всё это приходит к одному, к главному звуку, на котором всё строится и которым всё завершается – это звук «DA», в коннаколе он также означает смысл жизни. Любая ритмическая конструкция всегда приходит к “DA”. Две доли – “TA KA” и три – “TA KI TA”. Попробуйте похлопать в ритм и почувствовать эту музыку: “TA KI TA TA KI TA DA”. Вы можете говорить «таа» или «даа», никаких правил написания нет. Потому что те, кто пытались об этом писать – люди с Запада, а индусам ничего записывать не надо, это у них в крови. Таким образом, коннакол позволяет делить любые временные интервалы на равные доли! Вы можете построить триоли и поместить их в 4/4. И так можно делать в любом ритме, которому вы следуете. Вы держите ритм и хлопаете 3/16, не делая сумасшедшего подсчёта и математических действий каждый раз. Четыре интервала в коннаколе будет “TA KA DI MI” и если добавить ещё четыре – “TA KA JU NA”. Так вы уже можете пропеть “TA KA DI MI TA KA JU NA TA”, и чтобы сыграть 5/16, вам нужно пять интервалов – “DA DI GI NA DUM” или же – “TA KA TA KI TA”, эй, вы все ещё со мной?! (Все смеются.) Если захотите подробно разобраться, поищите на YouTube небольшое видео Джона МакЛафлина и Сельваганеша Ванаякрама “The Gateway to Rhythm” или забейте в поисковик “konnakol”, а лучше – поезжайте в Индию. Поймите меня правильно, коннакол – это не мастерство счёта и деления, это искусство чувствовать ритм внутри себя.
Вам быстро удалось освоить индийские ритмы с помощью коннакола или пришлось попотеть?
В Индии я часто принимался играть вместе с местными детьми. Им наплевать, что я выступал по всему свету, что я знаю парней из Meshuggah, что лейбл Стива Вая издаёт мои записи. Когда я играю с детьми, они говорят: “О, Маттиас, что-то вы лажаете, дядя Маттиас, как-то вы не успеваете за ритмом. Езжайте-ка в свою Швецию и возвращайтесь, когда научитесь!” И это очень освежает, знаете, когда индийские дети могут так, фигурально выражаясь, пнуть меня, Бога металла, под задницу! (Иронически хмыкает.)
Преодолеть собственные неудачи – единственный способ вырасти! Если что-то не получается, начинаешь думать и пробовать до тех пор, пока не поймёшь, как всё устроено. Возьмите свою любимую песню и попытайтесь петь её с помощью коннакола. Это очень хорошее упражнение, если куда-то идти, просто делаешь это в естественном ритме и напеваешь, не вычисляя, и финальное «DA» само оказывается на своём месте. Все индийцы могут найти “DA” в любом ритме. И это еще один способ почувствовать себя жалким и ничтожным. Видишь, как пожилая женщина легко танцует перед сценой под 23/16, потому что для нее естественно видеть этот как (5/16 x 4) + 3/16. Теперь 4/4 начинают казаться скучными, правда?! И нет смысла ограничиваться только ими. Или просто играть с дикой скоростью, не имея ни повода, ни цели. Скорость не имеет значения, это ведь музыка, а не спорт. Вот найти интересный ритм и плыть в нём, как в потоке – другое дело!
Это же не значит, что вам совсем не нравится играть быстро?
Иногда я люблю разогнаться, но если бы я так играл всё время, я бы свихнулся. Попробуйте долгое время говорить быстро-быстро – у вас просто заболит голова. Майлз [Дэвис] был прав: «Важны не те ноты, которые вы сыграли – важны те, которые вы не сыграли». Паузы имеют значение!
Но все гонятся за скоростью игры, размером медиатора, новыми гитарными приёмами и прочей мишурой. Думаю, поэтому гитарная индустрия и сдувается так стремительно: все думают не о том, слишком много сотрясения воздуха, слишком мало вдохновения. Проще говоря, чтобы найти себя, поезжайте в Индию! Я не стал чувствовать ритмы, как индус, но я получил главное – музыкальную свободу.
Я ведь самоучка, в 16 лет бросил школу, сидел дома и наяривал упражнения, а также освоил ударные, чтобы лучше понимать ритм. Потом наконец нашёл музыку, которая вдохновляет, заставляет развиваться, и занимался днями напролёт. Просто нужно вытащить себя из пентатоники и попробовать что-то интригующее. Надо искать свой путь! Я делаю так уже больше 30 лет, и музыка меня кормит. Сам удивляюсь. Я делаю то, что люблю – экспериментирую, исследую «тёмную сторону» музыки, и мне хватает на жизнь. И это прекрасно!
Здорово, что вы делитесь своим индийским опытом.
Да, и, кстати, у меня есть гитарный лагерь — «Freak Guitar Camp». Не хочу показаться высокомерным, но каждый год билеты разлетаются как горячие пирожки, а люди съезжаются со всего мира! И так уже двадцать лет подряд! В течение недели они делают странные музыкальные упражнения, сидят посреди шведского леса и хлопают в ладоши, а потом ещё неделю ещё 40 человек снова делают странные вещи. Уровень игры не так важен, но никто не возвращается домой прежним! Обожаю эту свою школу!
После мастер-класса нам удалось говорить с Маттиасом лично и обсудить, в частности, новый альбом Freak Kitchen, который выходит в конце сентября.
В первую очередь огромное спасибо за вдохновляющий мастер-класс!
Спасибо! Я всегда импровизирую. Мне нравится говорить о вещах, важность которых люди недооценивают. Проще всего делать, что умеешь, и слушать одно и то же. Но надо искать новое! И чтобы чего-то достичь, нужно идти вперёд, нужно поднять свою планку. Знаешь, я так рад, что я живу сейчас, в 2018 году, создаю свою музыку, и чувствую, что пока только начал рыть землю там, где в глубине лежит тайное сокровище. Я не знаю, куда меня заведут эти поиски, и не стараюсь знать наперёд, чтобы оставаться объективным. Я счастлив, что жив и играю сейчас. И это не одного меня касается. Многие сейчас потерялись в море информации, ищут новый «хит сезона», что-то прекрасное и необычное. И я вижу, что моя музыка интересна людям. Это ли не счастье!
Это правда. Чем хороши ваши мастер-классы – вы советуете людям забыть о системах и схемах…
Да, люди чрезмерно анализируют музыку. Они думают, что им нужна новая педаль, новая гитара, новая книга с табулатурами, и вот тогда-то будет круто! Но оборудование ничего не значит, важно найти себя и понять, что вы хотите сказать. Нет, навыки игры тоже нужны, но без осознания собственной цели вы не создадите ничего, что найдет отклик в сердцах других. Нельзя жить «в футляре» и создавать шедевры. Нужно вытащить себя оттуда, получить новый опыт, новые впечатления, может быть, путешествовать, книги почитать…
Вот мне сейчас 48, в моей бороде уже есть седина, но я чувствую, что именно сейчас – моё лучше время. Я оглядываюсь на себя 10 лет назад и думаю: «Чёрт, я же тогда совсем ничего не знал!» Но многие так и живут долгие годы… Они находят свою фишку и повторяют снова и снова. А публика того только и хочет. Мол, я пришёл на концерт, чтобы послушать, как гитарист играет такую-то фишку с альбома 1992 года… Это же скучно! Даже джент-группы вроде Meshuggah не могут изменить своему стилю, иначе фэны сойдут с ума. Всё это меня просто душит.
А для вас важнее всего свобода в музыке?
Да! Я делаю то, что хочу. В группе Freak Kitchen нет людей на зарплате, крутых менеджеров, которые говорили бы, что нам делать. Когда группа становится слишком популярной, это связывает по рукам и ногам. Я такого не потерплю. Поэтому я сам занимаюсь делами Freak Kitchen. Это – трудная работа, но наша свобода бесценна. Бьорн и Крис готовы к уступкам. Они были бы не прочь, чтобы группа стала поизвестнее. Мол, нам не так долго осталось играть, давай наймём пиар-контору, чтобы раскрутила нас получше. А я объясняю, что есть обратная сторона медали. Да, крупный лейбл даст нам много денег на раскрутку, но за это мы должны будем выбить их лого у себя на лбу, или что-нибудь в том же духе, а я не собираюсь этого делать! Наша популярность сделала бы меня несчастным. Поэтому мы пришли к тому, что и сейчас группа чувствует себя неплохо, фэны нас поддерживают, мы можем гастролировать, записывать новый материал и заниматься любимым делом. О, кажется, меня понесло в какие-то дебри…
Отлично, в этом-то и смысл интервью, не правда ли?!
О, да! Но где же вопросы о том, какие у вас струны или каким медиатором вы пользуетесь… (Общий смех.)
Для этого есть Википедия. Вы же знаете, я не из таких.
Конечно, знаю (смеётся), я тоже! Меня не сильно волнует, на каких струнах и каким медиатором я играю. Я даже не знаю, из какой древесины моя гитара. А ведь это моя подписная модель! Она чёрная, да. Деревянная и чёрная (смеётся).
А как новый альбом Freak Kitchen?
Почти готов! (Разговор состоялся в апреле 2018, – прим. авт.). Он называется “Confusion to the Enemy”, в нём 11 песен, его выход назначен на 21 сентября, ждите! Заглавная песня – аж восемь минут довольно сочного тяжёлого звука. Это не совсем тот Freak Kitchen, к которому все привыкли. Но как я говорил, в этом-то и суть!
Например, на нём есть песня “Auto”, где все партии перкуссии сыграны на моём автомобиле Volvo. Я барабаню свои странные ритмы, когда езжу. Получается такой классный звук при ударе пальцев по рулю, как у большого индийского барабана. Я наложил всё это друг на друга 16 раз, получилось забавно. Потом я подумал, почему бы просто не постучать пальцами по микрофону в закрытом салоне, а вот здесь не похлопать дверью в такт, а тут – не подвигать пассажирские сиденья или не записать щелчки ремней безопасности. (Изображает голосом.) Эти звуки мы слышим каждый день, но даже не задумываемся, что и в них тоже есть музыка. Кстати, компания Volvo предложила нам новый автомобиль для записи видео на эту песню! Поначалу я обрадовался, что у нас будет новый автомобиль, но потом понял, что тогда мы будем им всем обязаны. Предложил им записать клип в нашей машине, и они отказались.
В этом мире нет ничего бесплатного. Даже здесь, на MusikMesse, есть много жадных музыкантов, которые рыщут по стендам, хотят стать эндорсерами чего угодно, лишь бы бесплатно. Но не всё продаётся и покупается! По-настоящему нам принадлежит только одно – наше доброе имя. Только оно остается с нами, когда мы ложимся спать. Важно, с чем оно ассоциируется у людей, чем оно пахнет… Часто люди в погоне за быстрой славой делают глупости, которые стоят им репутации. Я не из таких. Я порядочный человек, стараюсь держаться фирм, которые мне нравятся, где есть хорошие люди, мои друзья. Но верность – это редкая добродетель в нынешнем музыкальном бизнесе.
Всё дело в людях! Кстати говоря, грустно, что Laney не были представлены во Франкфурте и в этом году…
Да, они прекрасные люди, но, к сожалению, не видят смысла больше выставляться во Франкфурте. Теперь в основном всё происходит на шоу NAMM в Анахайме и в Шанхае. Я там тоже бывал, и могу сказать, что здешняя выставка — детский сад по сравнению с безумным шумом шанхайской. Там всё происходит сразу, всюду много людей, все звуки сливаются в единый гвалт. Но и во франкфуртской выставке есть свои плюсы! Её камерность позволяет общаться и слышать друг друга. Да и немцы — серьезные люди, всё отлично организовано, да и вегетарианская кухня здесь замечательная…
Возвращаясь к альбому: чем же он отличается от предыдущих? Вы привносите больше собственного материала?
Да. Хотя будут и не очень замороченные песни, похожие на всем привычных Freak Kitchen. Но я играю на восьмиструнной гитаре, и это делает звук тяжелее. В хорошем смысле, потому что я не злоупотребляю дисторшеном. Похоже на AC/DC, сыгранных на восьмиструнке с пониженным строем.
Есть на альбоме песни, которым так и хочется подпевать. Есть очень важные лично для меня тексты. Открывает альбом песня “Morons” («Идиоты»). Я в ней пою: “Почему мы позволяем идиотам править, мир наш разрушать? Потому что идиоты мы с тобою, ты и я». Наш барабанщик даже был расстроен, он не согласился с моими мыслями. А я задумался, а что лично я делаю для людей и для планеты? Я жертвую понемногу денег каждый месяц «Гринпису», Amnesty International и ЮНИСЕФ, но это капля в море, и зачастую я такой же лицемер, как и все другие. Я пассивен, а значит, я такой же идиот, и так же отвечаю за всё. Выбор народов всегда складывается из выбора каждого!
Ещё у нас есть песня о наболевшем – “Alone With My Phone”. Припев похож на известную песню Битлз “I Wanna Hold Your Hand”, и я пою: “Я просто хочу держать свой телефон, нет, я не хочу играть с вами в группе, я просто хочу быть один с моим телефоном”. И всё это заканчивается словами: “О, мне здесь как-то одиноко, я больше не хочу держать мой телефон, я хотел бы присоединиться к вашей группе, я хочу взяться с вами за руки!” (Смеётся.).
Есть ли у вас на альбоме отсылки к шведской культуре?
Почти. Есть наша первая песня на шведском языке “Så Kan Det Gå När Inte Haspen är På”. Это шведская поговорка, в которой говорится о щеколде, запирающей сарай или туалет: “Если вы не закрыли засов, то не удивляйтесь». То есть не забывайте запираться, или будет худо. Это о Швеции сегодня. Я люблю нашу страну, но мне не нравится, какими стали шведы. В них нет былой душевности, общей цели, что ли…
Ещё есть песня “Troll” – о шведском живописце Йоне Бауэре. Он рисовал невероятно красивых троллей, жил с семьей в лесу и умер сто лет назад. Я побывал на выставке его картин и подумал, что должен написать песню о нём и его троллях. В них – сама суть шведского искусства. И Йон Бауэр верил, что его тролли существовали!
Что насчет заглавной песни “Confusion to the Enemy”?
Меня вдохновила компьютерная игра “Portal 2”. Я её просто обожаю! Она вышла давно, в 2011 году, и это – произведение искусства! У нас в студии два отличных игровых компьютера, и мы частенько играем с сыном. Но не во всё – например, в Doom я играю один, сыну не позволяю. Но ему нравится строить там для меня карты со всякими демонами и боеприпасами…
А на альбоме есть баллады, или только суровый металл для викингов?
Наш басист Крис [Эртефорс] исполняет две песни. Одна – “Push Through” – своего рода боевой клич Freak Kitchen, её хочется петь для поднятия духа, когда всё плохо, мы в аду, на другом краю планеты, откуда не возвращаются, но мы должны вернуться – понемногу, шаг за шагом. Другая, “By the Weeping Willow” – печальная баллада.
У меня тоже есть баллада – “We Will Not Stand Down”. Это песня о состоянии планеты, о терроризме и прочих бедах современного мира. Мы можем бояться, но отступать перед злом нельзя, другого выбора нет.
А ещё есть “The Era Of Anxiety”. Думаю, мы живём сейчас в эру беспокойства, в эру огня и ярости. Другая моя вещь – “Only A Dream”. Я написал её для мультфильма. Это независимый проект, работа над которым обычно занимает годы. Анимация – сложное искусство: на производство минуты уходит миллион долларов, и авторы постоянно ищут деньги. Главный режиссёр и сценарист фильма – хороший друг студии Pixar, а я сочиняю музыку, но пока проект в работе, я решил издать заглавную песню как композицию Freak Kitchen. Когда мультфильм сделают, будет очень круто!
Будем ждать выхода! Спасибо за подробный обзор… А как вы думаете, песни о тёмных сторонах жизни помогут людям стать сознательнее?
Может быть. Для меня важно, как прожит каждый день. Я ведь и отец тоже. И не могу не думать, чего мы добились и что оставим после себя. Кстати, на Земле происходит и немало хорошего, просто об этом меньше говорят в новостях.
Я только что закончил читать новую книгу Дэна Брауна. Я знаю, что это лёгкое чтиво, но мне оно нравится. Предыдущий его роман, “Inferno”, был очень мрачным, в нём шла речь о перенаселённости. Этот говорит о философии, медитации и о том, как в нашу жизнь приходят новые технологии. Они быстро подминают под себя нашу жизнь, и, не успев оглянуться, мы уже на крючке. Некоторые даже вживляют себе чипы. Я бы так ни за что не сделал. Я не отмечаюсь в фейсбуке каждый раз, когда куда-то иду, и я всегда беру с собой немного наличных, просто на всякий случай. Но у технологий есть и другая сторона. Если мы научимся их использовать себе во благо, мы обретём невероятные возможности! И даже если прогресс остановится прямо сейчас, не будет новых программ, устройств, приложений, нам всей жизни не хватит, чтобы изучить то, что уже существует.
Словом, я пишу о том, что думаю. Есть плохое, есть и хорошее. Есть мировые проблемы, а есть безделушки вроде “Portal 2”. Что поделаешь, раз я так люблю в неё играть! Всё это развивает мозг, заряжает энергией и вызывает желание поделиться ей со слушателями. Именно так и устроено творчество, так и устроена жизнь!
Российские концерты Freak Kitchen в поддержку нового альбома состоятся 19 октября в Петербурге (клуб «Сердце») и 20 октября – в Москве (клуб «Live Stars»).
Катерина МЕЖЕКОВА
Фото автора.
MusikMesse, Frankfurt, April 2018