Nick Mason’s Saucerful of Secrets: Неотшлифованное чудо
Сентябрь 29, 2018
Георгий Хурошвили (8 статей)
Поделиться

Nick Mason’s Saucerful of Secrets: Неотшлифованное чудо

«Воспринимайте весь материал как новый, независимо от того, когда он был написан!» – напутствовал коллег Роберт Фрипп во время последнего воссоединения King Crimson. Вряд ли барабанщик Pink Floyd Ник Мэйсон знал об этом правиле, но у музыкантов проекта Saucerful Of Secrets отлично получилось ему следовать. 

То, как группа исполняет песни, невостребованные двумя оставшимися участниками Pink Floyd, представляет собой следование не столько букве, сколько духу материала: квинтет не имитирует Pink Floyd, но при этом играет с энергией, которой не ожидаешь от ветеранов.

С первых же аккордов «Interstellar Overdrive» эта энергия захватывает слушателя и не отпускает до последних нот «Point Me At The Sky», когда басист Гай Пратт произносит «goodbye» рефреном к последней строчке песни. На сцене Saucerful Of Secrets импровизируют, дурачатся, общаются со зрителями, иногда ошибаются и веселятся от души – это настолько непохоже на отполированные шоу Дэвида Гилмора, да и на концертные записи Pink Floyd в составе трио, где каждая нота исполняется точь-в-точь как на записи, что поневоле задаёшься вопросом: когда же группа свернула не туда и превратилась в безжизненный памятник самой себе?

Можно, конечно, иронизировать над вкладом Ника Мэйсона в наследие Pink Floyd, но вышло так, что именно Ник оказался наиболее преданным членом группы, всегда ставя её интересы выше личных амбиций. И стал в результате хранителем «флойдовской ДНК», и его новый проект – никоим образом не трибьют-коллектив. Он ничуть не менее аутентичен (и, пожалуй, даже более интересен), чем шоу Роджера Уотерса и Дэвида Гилмора. В этом, кстати, и заслуга басиста Гая Пратта, который столько лет играл с Pink Floyd и Дэвидом, что «инфицирован» группой почти в той же степени, что оригинальные участники.

Итак, что из себя представляет концерт Nick Mason’s Saucerful Of Secrets? Минут за пять до начала выступления вместо фоновой музыки включается набор психоделических саундскейпов, где странные звуки перемежаются с пением птиц, мужскими и женскими голосами, после чего группа в полумраке выходит на сцену и с места в карьер выстреливает мощнейшей версией «Interstellar Overdrive» (с крохотным фрагментом «Embryo»), практически без перерыва переходящей в «Astronomy Domine». На последней гитарист Гэри Кемп и Гай Пратт поют дуэтом, при этом партия Гэри перекликается с партией его напарника по шестиструнному инструменту Ли Харриса. Как инструменталист Ли поискусней, поэтому более сложные соло достались ему, а Гэри в это время становился ритм-гитаристом.

После «Astronomy Domine» Ник приветствует публику, сообщая, что они не “Australian Roger Waters” и не “Danish David Gilmours”, а “Nick Mason’s Saucerful of Secrets”. Пожелав зрителям получить от музыки такое же удовольствие, какое сами артисты получают от её исполнения, Ник возвращается за ударную установку, и группа вновь оглушает слушателей весьма агрессивной версией «Lucifer Sam» (тут находится место для клавишного соло Дома Бекена).

Аудитории пора передохнуть, и Saucerful Of Secrets переходят к более позднему материалу: к удивлению тех, кто читал, что группа планирует исполнять только материал «барретовского периода», звучит «Fearless», а следом связка из «Obscured By Clouds» и «When You’re In». Оба инструментала тоже поданы довольно агрессивно, но достигается это не только и не столько за счёт двух шумных гитар, сколько за счёт совершенно замечательной ритм-секции Пратт-Мэйсон. Ник вообще весь концерт отработал на одном дыхании, что с учётом возраста отнюдь не просто, а Гай, получив свободу играть так, как сам считает нужным, оказался весьма самобытным бас-гитаристом.

Потом следует ещё один экскурс к психоделическим истокам: «Arnold Layne» и «Vegetable Man», после которой Ник произносит несколько слов о Сиде и представляет группу. Далее ещё один приятный сюрприз – 12-минутная сюита из «If» и «Atom Heart Mother»: «If» в начале и пара куплетов в конце. Во время этой финальной части Гари и Гай поют по очереди, а потом вновь дуэтом на два голоса, при этом Кемп слегка путает слова, но это не играет никакой роли, настолько хорошо в целом получилось. После этого объявляют «some rock’n’rolling» – и это убойная версия «The Nile Song». Гай Пратт рассказывает о том, что это первая услышанная им песня Pink Floyd, которую он всегда хотел сыграть. Но когда в 2006 году перед турне Дэвид Гилмор интересовался у своего состава, что стоит включить в сет, и Гай предложил сыграть «The Nile Song», Дэвид в ответ предположил, что тому, возможно, стоит играть в другой группе…

Далее следует «Green Is the Colour», которая живьём всегда исполнялась куда интереснее версии с «More», и хотя аранжировка Saucerful Of Secrets отличается от концертных выступлений Pink Floyd, получилось определённо лучше оригинала — в основном за счёт нового гитарного соло и небольшого соло на басу. Тут слегка сфальшивил Бекен, но после выверенных до ноты выступлений Гилмора это даже мило. Кстати, сразу после этой вещи Кемп произнёс небольшую речь, посвящённую Нику, вспомнив в числе прочего свой первый концерт Pink Floyd, во время которого Ник Мэйсон был «единственным, что двигалось на сцене». Сразу после этого вступление на басу – «Let There Be More Light». Тут Гэри определённо тяжеловато брать высокие ноты в припеве, но, несмотря на заметность его усилий, справляется Кемп неплохо. Слово снова берёт Ник и, посетовав, что Роджер Уотерс никогда не допускал его до гонга, подходит к инструменту… И начинается «Set The Controls for the Heart of the Sun», которую группа в лучших традициях ранних Pink Floyd растягивает на 12 минут с медитативными «шумелками» и соло.

Дальше Saucerful Of Secrets бодро и практически без пауз отыгрывают «See Emily Play», «Bike» и хотя и логичный, но сюрприз: «One Of These Days» – единственную композицию, которая присутствует в сет-листе у всех троих экс-участников Pink Floyd. При этом не могу не отметить, что даже по сравнению с мощнейшим выступлением Роджера Уотерса в Москве за пару недель до этого, версия Nick Mason’s Saucerful Of Secrets показалось куда более живой и мощной, несмотря на более скромное звуковое оснащение по сравнению с мегашоу “Us + Them”.

Музыканты уходят со сцены, но ненадолго. В полумраке начинают звучать шумовые эффекты, и через минуту музыканты возвращаются по местам – это композиция, давшая название проекту. Надо сказать, что её Nick Mason’s Saucerful Of Secrets сделали более удобоваримой для широкой публики: первая «психоделическая» часть длится менее четырёх минут, зато «Celestial Voices» – более пяти, что вполне оправдано, поскольку туда поместилось роскошнейшее гитарное соло, которого не было ни на студийной, ни на концертных записях (оно скорее напоминает то, что Дэвид играет живьём в конце «Comfortably Numb»). В конце Гай Пратт напомнил о том, что за день до концерта была десятая годовщина со дня смерти Рика Райта, и посвятил композицию его памяти. А в завершении звучит крайне редкая, но совершенно замечательная «Point Me at the Sky» и, к сожалению, выступление заканчивается…

Nick Mason’s Saucerful Of Secrets хороши тем, что подают свой материал агрессивно, но не в ущерб мастерству. Их выступление не имеет ничего общего ни с молодыми «трибьютами», ни с ностальгическими турами заслуженных музыкантов. По сути, материал 1967-1972 года исполняется хотя и в аранжировках, близких к оригинальным, но звучит он абсолютно современно. Вдобавок при всей симпатии к творчеству Сида Баррета хорошо, что Ник отказался от первоначальной идеи исполнять материал только с двух первых пластинок. В период с 1967 по 1972 год Pink Floyd упорно работали, экспериментировали и написали огромный массив прекрасной музыки, «вживую» звучавшей зачастую интереснее, чем на студийных записях. Забывать об этом несправедливо, и хотелось бы надеяться, что, во-первых, Ник Мэйсон, вдохновлённый успехом, не ограничится этим туром, а продолжит выступать – материала ему хватит надолго. А во-вторых, что выйдет официальный концертный альбом Nick Mason’s Saucerful Of Secrets – они слишком хороши, чтобы не задокументировать это чудо.

   

Setlist: Interstellar Overdrive, Astronomy Domine, Lucifer Sam, Fearless, Obscured by Clouds, When You’re In, Arnold Layne, Vegetable Man, If / Atom Heart Mother, The Nile Song, Green Is the Colour, Let There Be More Light, Set the Controls for the Heart of the Sun, See Emily Play, Bike, One of These Days. Бис: A Saucerful of Secrets, Point Me at the Sky.

Георгий ХУРОШВИЛИ
Фото автора.

 

Общее впечатление

16 сентября 2018 г.
Tempodrom, Берлин (Германия)

Георгий Хурошвили

Георгий Хурошвили