The Tangent «Proxy» (2018)
Давно известно, что термин «прогрессив-рок» может означать два совершенно разных подхода к музыке. Первый – следование музыкальному формату, изобретённому в 70-х, который реанимировали Spock’s Beard и The Flower Kings в 90-х. Второй – развитие рока за счет новаторских экспериментов и необычных композиторских решений. Британцы The Tagent вот уже больше 15 лет пытаются свести два эти подхода воедино. Их дискография весьма разнообразна – в ней есть как традиционные прог-роковые полотна (работы 2003-2008 годов), так и симфо-роковый концептуальный альбом “Le Sacre du Travail” (2013) на пару с полуавангардным “The Slow Rust of Forgotten Machinery” (2017), в котором лидер группы Энди Тиллисон вместо пения декламирует под музыку свои стихи.
Новый альбом, выходящий всего через год после “The Slow Rust…”, не настолько радикален, но и его хочется назвать «зубастым». Даже «форматные» прог-роковые эпики, такие как заглавный 16-минутный трек, способны отпугнуть типичного любителя The Flower Kings обильными заимствованиями из джаз-рока, мощными духовыми Тео Трэвиса и лихими пробежками Йонаса Рейнголда по грифу бас-гитары. Но и фэнам «кентербери» придется нелегко, когда дело дойдет до четвёртого трека, также 16-минутного “The Adulthood Lie”. По большей части это диско-фанк, в котором то и дело с мечтательными интонациями произносится слово «Ибица». И хотя в трактовке Тиллисона сотоварищи Ибица эта уж очень отдает ретро (вспоминаются Джеймс Браун и Дайана Росс), представить себе, как прогрессивщик может танцевать, можно с большим трудом (после «Permanating» Стивена Уилсона это уже не так сложно, – прим. ред.). А завершает всё это буйство фантазии 10-минутный бонус-трек “Excerpts from Exo-Oceans” – нарезка кусочков с дебютного альбома сайд-проекта Тиллисона Kalman Filter, в котором он экспериментирует с инструментальной электроникой а-ля Tangerine Dream.
Не меньше «зубастости» и в текстовом содержании “Proxy”. В заглавном треке Энди вновь нападает на модную сейчас привычку власть предержащих влезать в горячие точки через мутных посредников. И хотя главный адресат этой сатиры сидит в Белом Доме, сказанное Тиллисоном вполне можно отнести и к правителям других государств. Но не только политика беспокоит лидера The Tangent. “The Adulthood Lie” наполнена его размышлениями о том, правильный ли выбор он сделал, пойдя в «серьёзную» музыку и встав в оппозицию модным трендам, и почему с возрастом мы всё охотнее закрываем для себя возможности, которым были бы счастливы в юности. Еще более горько-саркастически звучит “Supper’s Off” (аллюзия на “Supper’s Ready” Genesis). В ней Тиллисон анализирует путь его поколения (Энди сейчас 59 лет) – от хиппизма и Вудстока до телемагнатов типа Саймона Коуэлла, оскорбляющих конкурсантов на телешоу, и размышляет, как творчество превратилось в средство для освоения рекламных бюджетов. Рассуждения сопровождаются множеством метафор и аллюзий, да еще и не всегда идеально зарифмованы (строгое следование рифме считается у англичан моветоном).
Разбирать “Proxy” можно ещё долго, важно сказать о общем ощущении альбома. Именно отчасти сатирический, а отчасти грустный настрой, пронизывающий все 67 минут музыки, рискует стать главным камнем преткновения для поклонников «цветочности» в прогрессиве. Среди множества вопросов, поднятых Тиллисоном, главное место занимают два так и не высказанных прямым текстом: первый – почему люди стареют, а второй – почему если ты так много понимаешь в устройстве этого мира, это не помогает тебе в нём преуспеть. И если для вас такая проблематика неактуальна, или вы в принципе не обращаете внимания на содержательную сторону музыки, то вам вряд ли стоит тратить на “Proxy” своё время. А вот любителям разгадывать аллюзии, размышлять над вопросами без ответа и искать среди музыкантов родственные души альбом может прийтись по душе.
Роман ПАТРАШОВ (headbanger.ru)
Рецензия опубликована в InRock #87
progressive rock 8/10
InsideOut/"Фоно"