The Dartz “Trevlig Resa” (2021)
Новый альбом российско-финской группы The Dartz называется “Trevlig Resa” – в переводе со шведского это означает «В добрый путь». Почему название именно на шведском? Наверное, потому что эта страна ассоциируется у нас со сказкой и благополучием: королевство, как никак. Да и вообще, загадочно звучит. Но сказка сказке рознь. Хочется рассматривать “Trevlig Resa” как продолжение предыдущего «Небывалого путешествия» (2017), вполне позитивного, хотя и частично и воображаемого, но скорее стоит провести параллель с «Proxima Parada» (2009), в котором намечались апокалиптические настроения. В “Trevlig Resa” путь «туда и обратно» прочитывается очень чётко. Путь – куда? И такой ли он добрый? Можно поискать ответ на этот вопрос, учитывая, в какое время создавался альбом: пандемия, карантин, закрытые границы, пугающая неизвестность… Тем не менее, по словам самих музыкантов, это дало возможность более тщательно и с толком, с расстановкой записать материал, пусть работа шла и почти полностью удалённо, в Москве, Питере и Хельсинки, а сведение делалось аж под Нюрнбергом (звукорежиссёр Михаэль Спек). Однако дистанцированность друг от друга не помешала взаимодействию. А альбом в итоге получился, как сказал лидер группы Ди Курцман, «про жизнь и, что важно, про любовь во время этих перемен».
Начинается всё вполне оптимистично: русско-шведский разговорник на столе, собираемся в дорогу, попутчики – герои Астрид Линдгрен, Туве Янссон (она ведь тоже писала на шведском) и прочие примечательные личности, шведы и не шведы, бесхитростная мажорная мелодия и четыре простых аккорда по кругу, аккордеоновый фолк-проигрыш и бузуки… Но уже следующая песня «Элвис летит домой» – это явно отсылка к одной из повестей саги Туве Янсон «Муми-тролль и комета», в которой в аллегорической форме показан апокалипсис. У Ди Курцмана и Ко. вообще много всяческих отсылок, что в этом альбоме, что в предыдущих, и раскопать их все – это всё равно что написать научное исследование. Так что оставим это на долю поклонников, которые давно уже всё раскопали. Просто ещё раз отметим, что The Dartz раз за разом взрывают (от слова рыть) культурный слой, находя там не то чтобы окаменелости, но вполне себе действующие и в эпоху постпостмодерна знаки и символы, не чуждаясь скрытых и явных цитат, аллюзий и намёков. Так вот, «Элвис» – вполне себе такой знак, он и комета, и вечный символ рок-н-ролла, который, возможно, к нам ещё вернётся. Песня же начинается довольно тревожно, с барабанного рисунка, именуемого «train» (попросту дробь щётками), а затем переходит к успокаивающему припеву. Следующий трек «Раскалённая вольфрамовая нить» – довольно неожиданный для The Dartz джаз-рок с роскошной духовой секцией (Максим Карпычев – саксофон, кларнет; Даниил Ливенцов-Модель – тромбон). Вообще этот альбом записан расширенным составом The Dartz, с участием приглашённых музыкантов и других гостей, о которых мы ещё скажем. «Дальше только на велике», при общей фанковой основе, приобретает восточно-этнический оттенок благодаря проигрышам на уде. На этом инструменте сыграл Дмитрий «Скиф» Игнатов, штатный мастер ладового и безладового баса (его партии – это вообще отдельная песня). Герой, впрочем, заехал не туда – стоят поезда и машины, «молчат города, и на небе цветные квадраты», что-то страшное грядёт…
«10 минут» – смысловой центр и самая пронзительная песня альбома. Представьте, что у вас есть только десять минут, чтобы позвонить самому близкому человеку и поговорить напоследок, пока Нечто (комета или ракета, неважно) приближается, чтобы разнести этот мир… У The Flower Kings (простите, я всё о своём) есть похожая по содержанию песня – «Last Minute on Earth». Но там – помпезный прог-рок и судьба человечества, а здесь – разговор двоих, акустическая гитара, хрупкая мелодия, «небесные» подголоски синтезатора, безыскусный голос Курцмана и откликом – чуть «затуманенный» вокал Инны Бондарь (её участие в этой песне – просто потрясающая находка). Последнее «Мы никогда не расстанемся…», помехи связи и щелчки метронома, как последний отсчёт… Но песня – и о надежде. «Остров» – тоже двойственная история: это и о «той стороне», и о нашем внутреннем состоянии вечного детства, разговор со своим «я». Плавное электронно-объемное звучание как бы выплывает из «эфира», а проигрыш с колокольчиками (карильонами) и красивыми сменами гармоний только придаёт композиции психоделичности. (Да, и короткое «а-ля гилморовское» соло электрогитары – тоже!). И это – переломный момент, с которого начинается возвращение. «Облако нулей и единиц» своим блюзово-восточным рефреном и витиеватым скрипичным соло Игоря Бурмистрова (он же ответственный за партии клавишных) напоминает «индийские» эксперименты The Beatles, а текст опять же иносказательный – то ли программерский стёб, то ли мы действительно распылились на пиксели… «Морской самолёт» – развесёлый фолк-паб-рок с аккордеоном, а вот семиминутная «Ветряки» – почти прогрессив! Центральную (и бóльшую) часть композиции занимает инструментальная секция с развитием духоподъёмно-мощной темы у духовых инструментов (вокальные куплеты играют скорее роль обрамления). А кода, пусть и на трёх аккордах – но каких! (Из своего угла опять отмечу, что это фактически те же три аккорда, на которых построено нарастание в «Refuge» Стивена Уилсона; совпадение скорее случайное, чем намеренное, но в том-то и весь кайф). А финальное соло, на сей раз синтезаторное, в обрамлении аккордов «меди» и электрогитары, создаёт полное ощущение отрыва от земли. Последняя «Когда садится солнце, я скучаю по тебе» – диксиленд напополам с клезмером, стёб в смеси с романтикой, песня о любви земной, обретённой, возвращение к себе и к жизни. Здесь (как и в «Облаке») вполне очевидны аллюзии на «Аквариум», однако во вполне «дартцевском» переинтонировании, что музыкальном, что текстовом. И главное – это просто хорошая, добрая песня.
Много уже говорилось о том, что в этом альбоме группа очень тщательно поработала над музыкальным наполнением и аранжировками. The Dartz давно уже отошли от фолк-рока своих ранних записей (впрочем, окончательно с ним не порвав), расширив стилевой диапазон в разные стороны – от инди- и софт-рока до джаз-рока, фанка и даже прогрессива. Музыканты и сами спрашивают у журналистов: в каком жанре/стиле мы играем? Честно, я затрудняюсь с ответом. Для инди-рока этот (по крайней мере) альбом слишком хорошо и разнообразно аранжирован; сказать, что это поп- или софт-рок тоже, вроде бы, не очень корректно, ведь не назовёшь же The Dartz поп-группой? (Хотя софт-рок мне нравится, ведь чего-чего, а уж харда у The Dartz здесь явно нет. Или есть?). Интересно, что каждая песня решена в своём чётко избранном ключе, но вместе они складно и ладно сочетаются друг с другом. И даже порой некоторая наивность мелодических и гармонических решений – скорее кажущаяся, так сказать, постироническая. The Dartz эпохи поздней пандемии – взрослый, зрелый, философский. Так что приятного путешествия… и возвращения!
Елена Савицкая
folk/indie/soft rock 9/10
Boglach Records