The Dartz «Небывалое путешествие» (2017)
О музыке Дмитрия Курцмана, лидера питерских фолк-рокеров The Dartz, мы писали непростительно давно и мало, хотя тому есть разумные объяснения. Предыдущий студийный альбом The Dartz «Старьё и медляки» выходил ещё в 2011-м, и это релиз уже, по сути, распавшейся группы. Что было дальше? Курцман переехал в Хельсинки, где работает IT-специалистом, он уже почти год как получил финское гражданство, гастролирует и просто путешествует по Европе, придумал музыкальное альтер-эго – Безумного органиста Маркуса Кримбла, до сих пор пишет в ЖЖ и… не ставит точку и в истории The Dartz. Альбом-возвращение стал продолжением, но не «Старья и медляков», диска хорошего, но необязательного, а программной, и по прошествии лет ещё более впечатляющей работы «Proxima Parada» (2009). Тот альбом представлял собой, словами Курцмана, «путешествие по гибнущему миру», Европе будущего. Новое же странствие автор – и слушатель за ним – предпринимает в собственном воображении. Тема не нова, но это не просто воображаемый мир, а воображаемый Петербург, с его автобусами и трамваями, вокзальными площадями и набережными, где у героя есть шанс выдумать всё по-хорошему и правильно. Так, в программной «Когда из облаков выходит солнце» (очевидная аллюзия на битловскую «Here Comes the Sun») Курцман поёт об исцелённом мире, или, скорее, мире, где зло невозможно – самолёты не падают, бомбы не взрываются, а Марк Чепмен вместо Леннона попадаёт в Йоко Оно… И поёт он с такой безмятежностью, что веришь, будто так и надо. Концептуальность поддерживается, во-первых, речевыми вставками: приём не нов, вспомним «фанатские послания Богу» у Pain of Salvation, а поклонники The Dartz рассказали, какой фильм они хотели бы снять. Их речи подмешаны в начала и концовки треков (пожалуй, чуть громче, чем хотелось бы), а также выделены в отдельный, в буклете не обозначенный, номер. Во-вторых, общность подчёркивается смысловой сцепкой треков «Чудеса», «Небывалое путешествие» в начале и «Первый автобус домой» в конце – простой, повседневный транспорт, который способен увезти далеко-далеко, главное, чтобы он был чем-то необычен. Клавишная тема в концовке «Небывалого путешествия» потом всплывает, чуть изменённая, в песне «Фильм не для детей». Музыкально на диске тоже есть что послушать и поискать – общая стилистика балансирует где-то между инди-, бард- и фолк-роком, от которого у The Dartz осталось, наверное, только прозрачно-акустическое звучание с фирменным безладовым басом Дмитрия «Скифа» Игнатьева, уютным электроорганчиком и редкой, но меткой духовой секцией, которую записали музыканты из группы «ОПа Новый Год». На клавишных и гитаре играют Курцман и Денис Розов, на ударных – Александр Попов. Записывалась вся эта красота в JustStudio «Оргии Праведников» и не только.
Если говорить о группах, то аналогии самые разные – от аквариумовского бард-регги в «Первом автобусе» до каких-то сплиновских интонаций в «Практически без сознания» (см. их хит «Без тормозов» – боже, почему я это вообще знаю?), кстати, это вещь с дебютника Маркуса Кримбла 2012 года. «Семидесятые, на выход» – ещё одна провокационная по названию вещь – звучит как эдакий реггийный Coldplay пополам с «Небословом», в песне «Фыр-фыр-фыр» слышится латино-джаз, и да, по части названий Ди Курцман тот ещё постмодернист, способный «иронически обыграть» и сплести песню из любого сора и блёсток – от биржевого индекса NASDAQ и фильмов Михалкова до «я хочу фыр-фыр-фыр» и «я просто оставлю это здесь». Хитов калибра «Катти Сарк» на альбоме нет, но музыка хороша, по крайней мере, настолько, что, вслушиваясь в тексты, постоянно «съезжаешь» на инструментальные партии.
Завершает диск звонок будильника – никакого путешествия, просто сон. В конечном счёте, путешествие – внутри нас, оно происходит не когда человек меняет свои координаты в пространстве, а когда он меняется сам. А может, наоборот, пора в первый утренний автобус, и всё только начинается…
Рецензия опубликована в InRock #86
pop rock 9/10
Navigator Records