The Backstage “Isolation” (2020)
Немало мы уже прослушали и отрецензировали «изоляционных» альбомов, но пока что не затронули проект The Backstage. Он был спонтанно создан в марте 2020 года бас-гитаристом Йонасом Рейнголдом (The Flower Kings и др.), барабанщиком Крейгом Бланделлом (Стивен Уилсон и др.) и саксофонистом Робом Таунсендом (Стив Хаккет и др.). Все они тогда участвовали в гастрольном туре Стива Хаккета, который внезапно был прерван из-за распространения коронавируса. Узнав об отмене оставшихся концертов, музыканты не имели иного выбора, кроме как поджемовать напоследок в гримёрке (они и раньше часто это делали на репетициях и саундчеках) и опустошить бар. Появившиеся на джемах идеи не были заброшены, и по возвращению домой трио вернулось к работе. К нему «удалённо» присоединились ещё множество известных артистов: сам Стив Хаккет, Роджер Кинг, Марк Торн, Энди Тиллисон, Тэо Тревис, Том Бризлин, Пэт Мастелотто, Ник Беггз, Адам Хольцман и другие – в каждом треке свой состав. Сложно себе представить, как записывать дистанционным способом такую «навороченную» во всех смыслах музыку, но техника дошла до немыслимых высот (хотя, кажется, Рейнголду и Таунсенду всё же удалось встретиться в Австрии). В общем-то, это довольно характерный джаз-рок/фьюжн, сыгранный отточенно, виртуозно и с множеством интересных моментов. Тут вам и немыслимые размеры (в «Swag», вроде бы самом обычном мажорном «джазовом блюзе» – недаром это словечко означает не только «раскачивание», но и мимолётную любовную связь), и ритмические кунштюки (гарцующая тема в «Stones and Pebbles»), и виртуозные соло («All the Things You Were» с за душу хватающей фортепианной партией Лалле Ларссона, известного по группе Йонаса Рейнголда Karmakanic). Музыканты, видимо, решили развлечь и себя, и свою публику, и это им удалось. И не только развлечь.
Электронно-ориентированная «31 Ways», в которой энергичный и чёткий грув ударных и синтезаторного баса выплывает из марева потусторонних звуков, мгновенно наполняется яростными саксофонными зовами. Это одна из самых захватывающих композиций альбома. А трек с лирическим названием «Can I Have Your Number?» звучит как жёсткий модерн-фьюжн, чем-то даже напоминая «конструкты» King Crimson. Этническая зарисовка «Yuff Market» – словно воспоминание о прошлом. Есть вещи грустные, задумчивые, проникнутые (но не без иронии) спецификой момента – например, «Distanсing», основанная на плавной басово-саксофонной мелодии (слегка напоминающей Dire Straits), или последняя «Covid Nights», в которой чувство одиночества подчёркивается печальными мотивами аккордеона и сопрано-саксофона (слышится в ней нечто французское…). А вот заглавный номер «Isolation», напротив, весьма напорист и упруг, резкий «блуждающий» бас и саксофон задают тон, и «порхающее» соло Адама Хольцмана с на ходу меняющимися тембрами синтезатора тут весьма кстати. Есть во всех этих превращениях доля некоего «цирка». И хорошо, что музыканты не теряют присутствия духа! Как написал Йонас Рейнголд в буклете к диску: «Надеемся, этот CD станет историческим документом к тёмным временам, но эти времена, в которых свет едва прорезает тьму, сделают нас в итоге сильнее». Всё так. Претензия только к обложке (авторства Энди Тиллисона из The Tangent, между прочим). Лично мне она напоминает о шмате сырого мяса, завёрнутого в протёкшую бумажную упаковку, и кажется слегка отталкивающей. Имеет ли она отношение к содержанию альбома и ковидным временам? Возможно…
Елена Савицкая
InRock94
fusion 8/10
Reingold Records