Frankfurt MusikMesse-2018: Планета Звука как на ладони
Апрель 29, 2018
Катерина Межекова (39 статей)
Поделиться

Frankfurt MusikMesse-2018: Планета Звука как на ладони

Каждому в детстве хотелось попасть в будущее. Не все признаются, но многие мечтают об этом и до сих пор. Для меня промышленные выставки всегда были таким удивительным шансом заглянуть в завтрашний день. А когда они относятся к миру музыки, их посещение и вовсе приравнивается к полету в космос. Итак, в середине апреля во Франкфурте-на-Майне (Германия) в очередной раз прошла крупнейшая в Европе выставка музыкального оборудования, инструментов и технологий MusikMesse/Prolight+Sound-2018. Она и стала той удивительной планетой, которую мне посчастливилось исследовать по любезному приглашению российского представительства Messe Frankfurt.

До выставки можно добраться на велосипеде…

Почему планетой? Представьте себе огромную территорию, расположенную в сердце Франкфурта, среди леса небоскребов влиятельных мировых компаний. Там есть всё: кафе-рестораны, фуд-траки во дворе, супермаркеты, даже детский сад и огромные качели для взрослых, а между павильонами курсирует автобус. А главное – невероятное количество музыкальных инструментов и музыкантов, павильонов, событий, концертов…

Если не спеша просто идти из конца в конец – это займет около часа, но к счастью, для удобного передвижения между павильонами построена via mobile – система траволаторов и эскалаторов, которая позволяет достичь самого дальнего павильона уже минут через 15-20. Хочется избежать сухих цифр, но невозможно пренебречь тем фактом, что в этом году выставку за все дни работы (MusikMesse была открыта с 11 по 14 апреля, Prolight+Sound — с 11 по 13 апреля) посетили более 90 тысяч человек из 152 стран мира, от младенцев до дедушек. Притом что часть дней была доступна для посещения только профессионалами музыкальной индустрии, и только затем выставка открылась для всех желающих.

ЧТО, ЗАЧЕМ И КАК. ШОКИРУЮЩЕЕ ОТКРЫТИЕ.

MusikMesse и Prolight+Sound – это огромный фестиваль звука, где непрерывно что-то происходит, программа сверхнасыщенная, и журналисту, чтобы везде успеть, приходится постоянно бегать. И тут неустанно благодаришь организаторов за движущиеся дорожки между павильонами. Однако обо всем по порядку: как туда попасть, зачем и что есть на выставке.

Выставка «Fender by Leo Fender 1950-1964».

Посетить MusikMesse на самом деле очень просто. Заранее можно получить аккредитацию или купить и распечатать билет онлайн, сильно заранее — забронировать билет и жильё (лучше месяца за три-четыре), а дальше из аэропорта есть специальный Messe-bus, который доставит вас до места за полчаса, если вы не хотите ехать на такси или скоростных поездах. В транспорте вы точно не потеряетесь, ведь в эти дни, особенно утром, как правило, 80% ваших соседей по вагону направляются туда же.

Территория выставки поражает своими масштабами.

Зачем ехать на MusikMesse – вопрос сугубо личный. Кто-то хочет потестировать новинки, найти интересные для себя решения, обсудить партнерство, а кто-то – стремится показать себя, ведь для молодых музыкантов присутствие на выставке — это способ найти эндорсмент. А для меня MusikMesse – это общение с музыкантами! И вдохновляющая сила этого общения настолько велика, что только благодаря ей, благодаря личностям, людям удалось сгладить ряд критических впечатлений, о которых не могу не сказать.

Гитара, на которой играл Джо Бонамасса — теперь экспонат в фендеровской галерее.

Дело в том, что впервые мне удалось побывать на MusikMesse в 2014 году, когда стенды Gibson/Epiphone и Ibanez были каждый сравнимы по размеру с залом средних размеров рок-клуба, а программа главной сцены не уступала неплохому европейскому фестивалю. Тогда мне удалось пообщаться с Рудольфом Шенкером в Gibson Tour Bus, можно было взять автограф у Джеффа Бека на стенде Fender, высказать свои восторги Берни Марсдену, запросто примостившемуся на стенде PRS со своей именной гитарой… Schecter порадовали встречей с Китом Мэрроу и Джеффом Лумисом, ESP – с Марко Мендозой и Энди Джеймсом. А еще было много всего интересного на стендах Engl, Laney, Marshall… Всё это было… и вот в 2018 году этого не стало. Без шуток, это было самое шокирующее впечатление выставки, при этом наиболее точно отражающее состояние этой части музыкальной индустрии сегодня. Ни одна из выше перечисленных компаний не увидела смысла выставить свои стенды на MusikMesse 2018 (хотя они присутствовали на NAMM в Анахайме). Пожалуй, только Fender нашли компромиссный выход, представив выставку “Fender от Лео Фендера: эволюция электрогитар 1950-1964 годов”, а также набор раритетных инструментов и усилителей, на которых играли звездные эндорсеры компании, в рамках Fender Custom Shop.

Но выставка – это лакмусовая бумажка, и глупо было бы отрицать состояние отрасли и петь хвалебные песни музыкальной индустрии в 2018-м, в году, когда Gibson объявлен банкротом. Но на любой минус всегда есть плюс, или даже масса плюсов, надо просто научиться их выделять. Мне кажется важным подчеркнуть те тенденции, которыми отличалась и порадовала выставка именно в 2018 году.

ТРИ ТРЕНДА. МУЗЫКА СТАНОВИТСЯ БЛИЖЕ.

Каков ваш вектор?

Основополагающими векторами MusikMesse 2018 стали образование, бизнес-развитие и эмоции. А в центре каждого из этих направлений были новые технологии, точнее их синтез с традиционным опытом игры, создания музыки и её обработки.

Sylphyo — флейта XXI века.

Нет смысла просто перечислять новинки, но гибридизация как тренд коснулась всех видов музыкальных инструментов. Например, G9 Drum Station oт GEWA – гибридная ударная установка, где есть особо функциональный и сверхчувствительный сенсорный модуль, позволяющий выбирать и контролировать множество звуковых параметров онлайн. Меня поразила “гибридная флейта” Sylphyo от Aodyo – это миди-контроллер, имитирующий звучание духового инструмента, но снабженный как датчиками воздушного потока, так и инерционными датчиками, что позволяет просто потрясать им в воздухе, превращая в эдакую загадочную «шаманскую штуковину».

GEWA Drum station.

Очень много технологий, использующих сенсорное управление на этапе создания и обработки музыки, а также датчики проводимости, движения и тому подобные способы фиксации человеческого общения с инструментом (Playtron & Touch Me Strip российской компании Playtronica). И, конечно же, смартфоны и планшеты – они всесторонне задействованы в процессе создания, фиксации и обработки музыки. Для приверженцев подхода “я и моя акустическая гитара” это может показаться слишком сложным, но на деле применение гаджетов не отменяет привычного музицирования, а обогащает его с помощью современных технологий. А главное, помогает сделать музыку проще, ближе и доступнее для новичков, особенно для детей и подростков.

Самый большой в мире саксофон, на котором можно играть.

Кстати говоря, павильоны духовых и акустических инструментов, этнических барабанов и традиционной перкуссии бурлили жизнью ничуть не меньше, чем четыре года назад. Была и своя концертная программа на акустической сцене, выступления артистов на стендах, мастер-классы по звукоизвлечению. Можно было сфотографироваться рядом с самым большим саксофоном фирмы Lefreque, внесенным в Книгу рекордов Гиннеса за высоту 2,7 метра. Сыграть на нем не предлагалось, хоть это и возможно, так что он смотрелся несколько курьезно среди остальных инструментов, которые можно было попробовать «на звук».

Это странное слово «мерч».

Yamaha вообще занимала отдельный огромный павильон. Не возьмусь утверждать, стремится ли компания продвигать образ человек-оркестра, но выступление мультиинструменталиста Джейкоба Коллиера, использовавшего только продукцию этой японской фирмы, было впечатляющим (запись этого сета можно поискать в Youtube).

Что любопытно, впервые в рамках MusikMesse 2018 прошли и Merch Days, тем самым признав производителей музыкальной атрибутики тоже частью этой огромной индустрии. Технологии печати на футболках и кружках, брендирования мелкой сувенирной продукции и тому подобные вопросы – всё это реальные задачи, которые возникают перед современными музыкантами и позволяют им сделать шаг к слушателям.

«НАШИ» ВО ФРАНКФУРТЕ. СВОЯ ФИШКА.

Объединённый стенд Минпромторга — Russian Sound Ecosystem.

Что касается участия нашей страны, то под эгидой Минпромторга России была организована экспозиция двенадцати локальных производителей музыкальных инструментов и звукового оборудования. В зале акустических инструментов присутствовали «Тульская гармонь» и Воронежская фабрика АККО, Мануфактура «Балалайкеръ»; ударные инструменты представили Московский барабанный магазин, компания «Цимбалс» и производитель ксилофонов и колокольчиков «Форте». Петербургская компания «Лютнер СПб» дополнила экспозицию несколькими отечественными творениями — от варганов до струнных щипковых инструментов. Впервые профессиональное сообщество познакомилось с «Ателье Гончарова», успевшим завоевать доверие таких исполнителей-духовиков, как Валентин Урюпин, Игорь Бутман и другие.

А это гармонь не тульская, а итальянская…

В экспозиции электронного оборудования участвовал тульский завод «Октава» (основанный в 1927 году), представивший серию микрофонов и наушников, а также производитель синтезаторных модулей SSSR Labs (лауреат премии Synthposium Awards). Была и уже упомянутая интерактивная команда Playtronica, создающая необычные устройства для игры и изучения звука, а также российский производитель звукового оборудования Yerasov и производитель коммутации и коннекторов Shnoor. Не могу не выразить особую радость за омскую компанию AMT Electronics, представившую как новинку – линейку ламповых микропреампов, так и много другого оборудования, вызвавшего большой интерес публики. Демонстрационная программа порадовала выступлениями Елены Сигаловой, Андрея Реера, Макса Ротшильда и Нади Коссинской.

Надя Коссинская — эндорсер AMT Electronics.

Также нельзя не заметить, насколько сильно заявили о себе азиатские производители. Причем уровень инструментов и аксессуаров китайских фирм чем дальше, тем больше составляет конкуренцию западным брендам, а среди демонстраторов на стендах – совсем юные виртуозы.

Гаджеты — гаджетами, а живое звукоизвлечение всё равно ничем не заменишь.

Совершенно чётко видно, что уходит ориентированное на обезличенного потребителя массовое производство. А побеждает желание выйти на рынок в узкой профессиональной нише со своей “фишкой”, нацеленной либо на понимающих, либо на новичков, тех, кто хочет попробовать создавать музыку уже сейчас.

Рок-музыка — с детского сада!

Во дворе, где ранее располагалась Agora Stage, разместилась выставка порталов. Надо сказать, что несколько пустых, лишённых музыкантов сцен, увешанных порталами, — отчего создавалось полное ощущение, что реальные исполнители где-то там есть, — оставляют очень странное впечатление. Может даже закрасться мысль о том, что технологии стремятся изжить человека из музыкального процесса. Однако это не так. Не будем забывать, что техника — это всего лишь средство, а в сердце музыки – человек. Разноуровневая и многопрофильная образовательная программа стала самым значимым вектором выставки.

Может, это будущий Нил Пирт?

Творческие встречи в рамках Guitar7 Drum College, семинары и дискуссии по развитию бизнеса в рамках Business Academy, конгресс учителей музыки, конкурс школьных музыкальных групп SchoolBandJam и финал конкурса авторов песен  European Songwriting Award… Среди серьезных деловых людей в строгих костюмах чудесно смотрелись экскурсионные группы из детских садов и школ. Для них было создано специальное пространство, где дети пробовали играть на различных инструментах, начиная тем самым свой путь в мир музыки. Впервые прошли семинары для диджеев и профессионалов аудиотехнологий в рамках программы The Future of Music and Audio Technology. Я перечисляю через запятую, а за каждой программой – сотни участников, обмен мнениями, идеями, который в дальнейшем не только поспособствует усовершенствованию технологий, но и приведет к музыке ещё больше людей.

ТЫСЯЧА МУЗЫКАНТОВ. КРОВЬ, ПОТ И СЛЁЗЫ.

Musikmesse Festival. Выступление Gino Vanelli.

После насыщенной деловой и образовательной программы — разнообразные вечерние концерты, проходившие на больших и малых площадках по всему Франкфурту. Более 20 тысяч человек посетили выступления как всемирно известных музыкантов, так и начинающих талантов. Например, вечерний джем Rockin’ 1000 — это не группа, а скорее музыкальное движение, ставшее известным после флешмоба, в котором тысяча музыкантов исполнили песню Foo Fighters «Learn to Fly». Избранные представители этого движения, сменяя друг друга, делили сцену со звездными гостями, такими как Джен Маджура (Evanescence).

Французские гитары Moscato.

Для меня лично абсолютно райским местом выставки был Guitar&Drum College&Camp, где творческие встречи и мастер-классы сменялись выступлениями барабанщиков и гитаристов в звукоизолированных комнатах с обстановкой, максимально приближенной к концертной площадке, включая свет, звукоусиление и оборудование. После выступления в Sweat, Blood and Tears booth (стенд “Пот, кровь и слезы”) музыканты выходили на автограф-сессию и, как правило, долго потом говорили с поклонниками. В этих гитарных и барабанных мастерских было в полной мере реализовано то самое личное общение и обмен опытом, ради которых я ехала на Musikmesse.

Наш старый знакомец Феликс Лерманн.

Барабанная секция интересовала меня не так сильно, как гитарная, хотя и здесь я увидела и услышала немало любопытного. Например, Эш Соан, известный по студийной работе с Адель, Шер, Билли Айдолом и Селин Дион, делился историями из жизни и многообразным творческим опытом; Феликс Лерманн (Sarah Connor Band, The Flower Kings и др.) демонстрировал виртуозную технику и разбирал конкретные моменты в своей игре… Также в Drum Camp участвовали немецкие барабанщики Манни Фон Бор, Патрик Мецгер (игравший с Тиной Тернер и Крисом де Бургом) и Джост Никель (Jan Delay). Помимо мастер-классов, те же барабанщики играли и 40-минутные живые сеты. Несмотря на камерный размер демо-комнаты, накал страстей в ней был совсем нешуточный. Народу набивалось под завязку — кто же не хочет посмотреть на экспрессивную игру Гари Уоллиса (экс-Pink Floyd), Уилла Ханта (Evanescence) и Карла Бразила (Robbie Williams), а также тех барабанщиков, кто давал обучающие мастер-классы.

МЕДИТАЦИЯ С ГИТАРНЫМ ГУРУ. БРЮС ЛУЧЕЗАРНЫЙ. КОГДА ПЯТЬ РАЗ — МАЛО.

Ник Джонстон на стенде «Sweat Blood and Tears».

Гитарный колледж также баловал разнообразием преподавателей и подходов. Джефф Уотерс (Annihilator) и Ален Брентини (Andreas Gabalier) рассказывали занимательные истории о гастрольной жизни и своем творческом процессе. Было очень радостно наконец увидеть и услышать вживую канадского гитариста-инструменталиста Ника Джонстона. Его последний альбом “Remarkably Human” – отличный пример прогрессива без чрезмерной усложненности, коктейль эмоций, терзаний, откровений и радостей. Жаль, что Ник не участвовал в программе творческих встреч, ведь ему есть чем поделиться с коллегами и поклонниками.

Елена Сигалова и Джен Маджура: sweets, blood and smiles.

Равно как и Джен Маджура (Evanescence), которая, несмотря на имеющийся преподавательский опыт (у Джен своя гитарная школа), выступала только в демо-комнате — как сольно, так и в лагере барабанщиков, вместе с коллегой по группе Уиллом Хантом. Возможно, это было связано с тем, что прямо накануне выставки музыканты отыграли свой заключительный концерт в длинном европейском туре с Evanescence. Однако, как с Ником Джонстоном, так и с Джен, мне удалось сделать интервью, так что следите за новыми номерами.

Гатри Гоуэн — одна из звёзд этой выставки.

Одним из последних в афише мастер-классов появилось имя Гатри Гоуэна, и это вызвало большой восторг у посетителей. Очередь за автографом к гитаристу, известному по игре в Asia, фьюжн-проекте The Aristocrats и со Стивеном Уилсоном, была поистине бесконечной, а его лекция пользовалась невероятной популярностью. Все пришли услышать сокровенные знания и секреты, в надежде, что это позволит им стать хоть немножечко такими же как гуру. Нам удалось потом пообщаться и сделать интервью, в процессе которого выяснилось много интересного — совсем не связанного с техникой игры, но без чего Гатри не был бы самим собой. И еще нам замечательно удалось просто помолчать, радуясь весеннему солнцу, что в кишащем звуками круговороте MusikMesse было практически равно глубокой медитации.

Брюс Гейтш — хитмейкер без зазнайства.

Удивительным открытием для меня стала встреча с Брюсом Гейтшем, гитаристом и композитором, который работал в студии с Мадонной на «La Isla Bonita», Ричардом Марксом — на «Don’t Mean Nothing», а также с Джо Кокером, Селин Дион, Роджером Уотерсом и даже с Хулио Иглесиасом, вместе с которым в 80-е приезжал в Москву. Он причастен к несметному количеству мелодий, которые мы знаем назубок, но не догадываемся, что за этим стоит Брюс Гейтш. И 40 лет опыта и достижений не сделали его заносчивым и высокомерным. Брюс скромно говорит, что просто вовремя оказался в нужном месте. Он был обходителен, излучал тепло и доброту, и в ожидании своей лекции постоянно наигрывал что-то на акустической гитаре. Гейтш выступал и с электрическим сэтом в демо-боксе Blood, Sweat & Tears, но его душа раскрывается в более легкой, атмосферной и лучезарной музыке, такой же, как и он сам. В общении с ним кажется, будто знаешь его давно, а его мудрые советы помогают почувствовать музыку внутри себя.

Маттиас Эклунд завлекает гостей в свой гитарный лагерь.

Однозначным лидером моего внутреннего хит-парада вдохновляющих личностей стал Маттиас Эклунд. Его уникальный мастер-класс по индийским ритмам, который я имела счастье посетить уже… раз пять, никогда не бывает одинаковым, но всегда оказывается невероятно полезным, дающим новый приток творческой энергии. После мастер-классов Маттиаса начинаешь чувствовать и слышать музыку и ритмы во всех звуках вокруг – в клацанье дверей, в грохоте машин, в постукивании колес поезда. Мечтаю однажды побывать в его гитарном лагере – Freak Guitar Camp. Вот там-то уж настоящий концентрат вдохновения, как говорят “выжившие”!

Каждый мастер-класс Маттиаса — уникален.

Я приходила послушать Маттиаса каждый день, вернее, не просто послушать, а похлопать и потопать со всеми вместе. Кстати, благодаря этой образовательной программе на MusikMesse смогли познакомиться Брюс Гейтш и Маттиас Эклунд: они пришли в восторг друг от друга и даже сыграли вместе несколько композиций в завершении лекции. Вот в такие моменты чувствуешь, что здесь и сейчас, у тебя на глазах, рождается и живет настоящая музыка! Безусловно, каждому из них есть что рассказать про своё оборудование, но главное, чем щедро делятся музыканты – это душа, без которой музыка — лишь набор бессмысленных звуков!

Что в следующем году?..

P.S. Уже известно, что в 2019 году MusikMesse пройдет со 2 по 5 апреля и также будет объединена с Prolight & Sound, сохранив выделенные дни для делового общения, но продлив концертную программу в рамках MusikMesse Festival еще на день – до 6 апреля. Посмотрим… А что в следующем году увидите во Франкфурте вы?!

Катерина МЕЖЕКОВА
Фото автора.
Благодарим Анастасию Войнову и всю команду Messe Frankfurt Rus за приглашение и организацию поездки на выставку.

Фотогалерея:

И в соцсетях: https://vk.com/album-2548741_253777209
https://www.facebook.com/InRockMag/photos/?tab=album&album_id=2111882002162518

Общее впечатление

11-14 апреля 2018 г.
Германия, Франкфурт-на-Майне
Messe Frankfurt

Катерина Межекова

Катерина Межекова