Steven Wilson “The Future Bites” (2021)
Апрель 6, 2021
Иван Розмаинский (170 статей)
Поделиться

Steven Wilson “The Future Bites” (2021)

“The Future Bites” – однозначно самый слабый альбом в сольной дискографии Стивена Уилсона. Поверхностное объяснение этому можно связать с «отказом Стивена от прог-рока». Однако если под прог-роком понимать то, что в последние десятилетия делали группы типа The Flower Kings и Transatlantic, то подобной музыкой Уилсон не только не занимался, но и активно её критиковал. Наиболее близок в своём творчестве к «семидесятническому прогу» он был на альбоме “The Raven That Refused to Sing” (2013), ставшему, пожалуй, вершинной его сольной работой. Но те, кто записал диск в категорию «ретропрога», явно ошиблись, Стивен всегда был шире этих и прочих рамок.
Собственно, от «традиций 70-х» далеко отстоит и Porcupine Tree, и значительная часть сольного творчества Уилсона, включая и первый диск “Insurgentes”, и большинство работ с другими артистами, будь то Blackfield или Storm Corrosion. Но это не мешало восхищаться многими творениями Стивена.
Проблема альбома “The Future Bites” – не в отсутствии меняющихся размеров, сбивок, хаммонд-органа с меллотроном или сложно структурированных композиций. Его проблема – в отсутствии высококачественного, цепляющего материала. Большинство песен лучше всего воспринимаются в фоновом, «вялотекущем» режиме, мало что оставляя в душе. Даже лучшие из них – откровенно поп-ориентированная, но приятная “12 Things I Forgot”, экспериментально-электронный эпик “Personal Shopper”, заводная и «хуковая» “Follower” и заключительная, медитативная “Count of Unease”, выдержанная в «поркупайновском» ключе, не дотягивают до большинства композиций с его релизов 2000–2010-х годов. Между “The Future Bites”, с одной стороны, и, скажем, “In Absentia”, “Deadwing”, “Grace for Drowning”, “Hand. Cannot. Erase.” – с другой, разница не большая, а колоссальная. Даже если сравнивать с предпоследним “To the Bone” (2017), альбом четырёхлетней давности на фоне нового звучит почти как шедевр. Ну и с точки зрения концепции – «обличение потребительства в капиталистическом обществе», – и с точки зрения используемых музыкальных приёмов, вдохновлённых как группами типа Tears For Fears и Talk Talk, так и собственными экспериментами Уилсона в 90-е, – ничего принципиально нового на рецензируемом диске нет. Пожалуй, единственная вещь, к которой этот тезис не относится – “Personal Shopper”, изданная весной прошлого года в виде сингла. Экспериментальная электроника с речитативом Элтона Джона и квазицерковными песнопениями, красивыми мелодиями, особенно в куплетах, и припевом в стиле ABBA, заслуживает если не похвал, то внимания и изучения. Да и в целом альбом слабый только по меркам Уилсона. Так что ознакомиться с “The Future Bites” определённо стоит, если музыка на стыке электронной психоделии и поп-стилистики вам в принципе интересна.

Иван Розмаинский

InRock
6 из 10
Общее впечатление

experimental/synth pop/psychedelics 6/10
Caroline International/Universal

6

Слушать можно
Иван Розмаинский

Иван Розмаинский