Северо-восток «Предчувствие» (2014)
Октябрь 12, 2014
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Северо-восток «Предчувствие» (2014)

folk rock 8/10
Navigator Records

У супергитариста Сергея Седых и его группы в последнее время этакий период «сдачи долгостроев». В прошлом году на «АртБите» вышел частично перезаписанный-пересведенный альбом инструментального проекта In Folio «Переменная облачность», материал которого датируется еще концом 90-х. А этой осенью на лейбле Navigator свет наконец увидит новый альбом группы «Северо-восток», «второй с половиной» по счету за десятилетнюю историю проекта (к нам в редакцию он попал в виде аудиофайлов непосредственно от авторов). Группу одно время преследовали постоянные смены вокалисток, и три года назад Сергей даже взял в команду сразу двух певиц – расчет оказался верным. Одна из них вскоре покинула коллектив; другая, студентка джазового колледжа Ольга Егоршина задержалась в «Северо-востоке», будем надеяться, надолго. Ольга – не звезда, но уже звездочка, работоспособная и терпеливая. За время, пока готовился-записывался-перезаписывался новый диск, многие давно бы опустили руки, но не она.
Выход диска на крупной российской компании, издающей сейчас много звезд русского рока, дает «Северо-востоку» шанс если не на коммерческий прорыв, то, во всяком случае, на серьезное расширение своей аудитории. Здесь есть, однако, тонкий момент – публике, и, думаю, издающему лейблу группа Сергея Седых известна прежде всего благодаря его участию в качестве гитариста сверхпопулярной фолк-роковой «Мельницы». (Сергей записывался и выступал с коллективом во времена их позапрошлого альбома «Дикие травы», а также был педагогом их нынешнего гитариста). По «фактуре» команды очень близки – тот же фолк-ориентированный гитарный рок с женским вокалом, но есть огромное отличие – в центре «Мельницы» находится Хелависа, автор-вокалистка, а в «Северо-востоке» – Сергей, автор-гитарист. Его мир – звуков, а не слов. Он умеет писать невероятно прилипчивые мелодии, у него не бывает «дежурных» соло, звук его гитары – упругий и породистый. В музыке «Северо-востока» придраться совершенно не к чему – красиво и пение, и тексты, и аранжировки, но красивы все они как-то по отдельности. И больше всего слух наслаждается именно инструменталами – особенно если представить голос как еще один инструмент. Хотя свою роль – крючков для памяти, цепких фразочек, «вытаскивающих» потом целую мелодию – тексты играют отлично. И если вслушаться, там есть свои странные и замысловатые образы, которые отталкиваются от впечатлений о северной природе, которую так любит Сергей и его музыканты. Недаром они каждый год едут за вдохновением по рекам и озерам русского Севера…
На одной из песен диска, «Улетаю», звучит «гостевой» вокал Хелависы. Интересный у нее дар – спеть любую вещь так, словно она – ее собственная. У Ольги так пока не получается; слушая диск, понимаешь, что это хорошо, но чувствуешь, что песни – всё-таки не про нее. На таких вещах, как «Небо в зените» или «Я знаю», слышно, что она, несмотря на свою вокальную школу, скорее рок-певица, чем эстрадно-джазовая. Это было заметно и на концертах, где она играючи расправлялась со старым хард-роковым репертуаром In Folio. Но нынешний вектор движения «Северо-востока» – как раз в обратном направлении, в сторону песенного «формата», пусть и интеллигентного.
Есть еще один курьез – один из треков «Северо-востока» перепела… сама Кэндис Найт. «When I Want To Fly» показывает, сколь многое зависит от персоны вокалистки – мы привыкли подтрунивать над Кэндис, но здесь от ее пения стало как минимум интересно, вещь заиграла какими-то своеобразными красками. Кстати, именно фэнам Blackmore’s Night можно порекомендовать «Северо-восток» – то есть тех, кто смог принять и полюбить фолковую сторону деятельности рок-гитариста. Здесь для них – целое пиршество электрогитарного звука!

Владимир Импалер

Владимир Импалер