Sergey Letov & Yoriyuki Harada «Live» (2021)
Март 21, 2022
Александр В. Волков (185 статей)
Поделиться

Sergey Letov & Yoriyuki Harada «Live» (2021)

Дуэт импровизаторов – японский пианист Ёриюки Харада и российский саксофонист Сергей Летов – впервые выступили в России в 2012 году в московском КЦ ДОМ и на фестивале «Джазоворот» в детской музыкальной школе в Протвино. Круг музыкального общения музыкантов чрезвычайно широк, и то, что они встретились, концертировали, а потом выпустили сделанные тогда «живые» записи – совершенно логично.
В своеобразном взгляде на жизнь и на музыку импровизаторов из Страны Восходящего Солнца никого убеждать не надо. Их способность строить музыкальные миры, разряжаться, сублимироваться в духе открытой музыки бывает взрывоопасна и зачастую театральна. Таков распространённый у нас стереотип о поведении и общении японцев – вежливость и порядок, аккуратность и отстранённость, наличие дистанции, плюс несколько показная экстравертность, картинность, стремление рассказывать истории. Ёриюки Харада не разочаровывает – в бурные моменты он оказывается деликатен, а в медитативные безумен, но как бы… слегка, и всегда разнообразен и образен. Авангард же от Летова – принципиально другая форма самовыражения и создания, конструирования свободы звука, порой резкая, размашистая и уходящая внутрь, вглубь, в подсознание, в психоделию. Театральный бэкграунд Сергея позволяет ему создавать в каждой вещи интригу, развитие, почти изображение, подталкивает его к фантазированию потока образов, звукового моноспектакля. В результате за буйство отвечает Сергей, а за аккуратно расставленные блики и тени в звуковой палитре (уместны ассоциации с Сесилом Тейлором), которые подчёркивают, высвечивают, подталкивают фантазии саксофона – звезда японского неоджаза Ёриюки. Инструменты подначивают, подталкивают друг друга, перебрасываются мелодиями и попевками, играют в прятки и в салочки – ведь есть же японские аналоги этих игр?
Альбом позитивен и даже аккуратен. Импровизаторы точны в создании образов и парадоксально романтичны, самые активные фрагменты звучат не напряжённо и не зло, а легко и иногда даже будто полётно. Музыка близка к ощущению чуть ли не фри-джазового комфорта, а взрывы звука, без которых, конечно же, не обошлось, не ломают пейзаж. Национальные менталитеты отражаются, отображаются, пересекаются, создают синергию в зеркале свободной музыки. Это отражение иногда непросто узнать, но оно снова и снова доказывает, что при встрече талантов нередко происходит нечто творческое и яркое.
Александр В. Волков

InRock
8 из 10
Общее впечатление

free jazz 8/10
"Выргород"

8

Рекомендовано к прослушиванию
Александр В. Волков

Александр В. Волков