Рада и Терновник + Ногон Шумаров «Укок» (2013)
Июнь 17, 2013
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Рада и Терновник + Ногон Шумаров «Укок» (2013)

folk metal/postindustrial 8/10
«Выргород»

Альбом и концертная программа московских психоделических музыкантов посвящены плато Укок – месту сакральному для коренных алтайцев, удивительному району на границе России и Китая, объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО и забот WWF. Такие опыты конкретного участия в социальных, экологических программах нечасты для наших музыкантов.
Альбом стартует с горлового низкого пения-хрипа алтайского кайчи-сказителя Ногона Шумарова; затем вступает мрачная хард-рок-секция, и, объединившись, эти звуки становятся отличной базой для пронзительного сопрано Рады. Эти голоса остаются главными и далее. Лишь единожды на «А не что-то – всё исчезло» к ним присоединяется Анжела Манукян, солистка этно-электронной группы «Волга», с неожиданным напевом. Музыканты определили свой стиль как «folk metal postindustrial». Мы не возражаем.
Диск – сборник, звучащий в диапазоне от дарк-фолка до арт-готики. Сборник не «лучшего», а подходящего. При этом никакой навязчивой тематичности, «экологичности» нет – альбом концептуальный, но не программный. Есть вещи более чем известные: «На перекрестьи трех дорог», «Саламандра», есть новые: «Огнем и мечом», «Крылья», «Чудо чудное», «Вопленица». Как-то по-новому, по-домашнему прозвучала «А придет пора». Одно из лучших воплощений получила композиция «Холодно». Голос Ногона звучит нечасто, строя эмоциональные контрапункты с вокалом Рады. Алтаец исполняет и сольный номер – «Колыбельная змеи».
«Шаманский» рык и клекот сплетается с высокими нотами Рады. Жужжащие семидесятнические хард-гитары Владимира Анчевского плетут длинные соло и стреляют мощными риффами. Они всегда точно вписываются в настроение и даже иногда задают динамику и драйв, оставляя голосам функции узора и орнамента. Рада же сдержанна – словно сидит перед костром и смотрит на Укок… Апофеоз программы наступает на финальной почти 15-минутной «Этнической», где певица устраивает кажущийся беспредельным широкий и мощный «поединок»-дуэт с гитаристом – в самых лучших хард-арт-традициях. В середине трека присоединяется Ногон Шумаров.
Саунд диска показался несколько «прибранным», особенно это касается низов, вокал немного выведен вперед. Но, может быть, это даже полезно – аудитория альбома должна быть максимально широка.
Программу «Укок» называют «охранной грамотой» для плато. Испугаются ли люди, планирующие коммерческий разбой, этого альбома, рассуждать не стоит – нет, конечно. Но есть и другие люди, жизнь-борьба продолжается – наивно «освещающий» заднюю сторону обложки луч солнца словно говорит простое и внятное резюме: не зря.

Владимир Импалер

Владимир Импалер