QuetzalQoatl “Relación de las cosas de Yukatán” (2021)
…И было так: древний бог индейцев ацтеков и майя Пернатый Змей Кетцалькоатль, оставшийся лишь в легендах и преданиях, взял да и воплотился вдруг в российскую дэт-метал-группу из славного города Энгельса, что в Саратовской области… А случилось это аккурат в 2011 году, когда два многоопытных музыканта – Григорий Карпов (гитары, синтезаторы, вокал, программирование) и Вадим Трофимов (вокал) – основали проект с одноимённым Кетцалькоатлю названием, взяв за концепцию историю Мезоамерики и успев с того момента выпустить два полноформатных альбома. За выбор тематики – однозначный плюс: пока это достаточно оригинальная и неизбитая тема, которую мало кто разрабатывает (не суть важно, в каком стиле), особенно на постсоветском пространстве… Первым, разумеется, на ум приходит проект воронежского Левши Tenochtitlan – плюс вспоминается какое-то количество местных латиноамериканских групп типа Xipe Totec, Ek или Kalaveraztecah, – но на фоне «социальщиков», «мясников» или любителей кладбищенской эстетики это всё-таки капля в море. Новый CD “Relación de las cosas de Yukatán” – это 47 минут интересного, разнопланового и достаточно техничного дэт-метала с ненавязчивым привкусом этники (если раньше в творчестве «Кетцаля» и присутствовали заявленные элементы блэкухи, то сейчас они выветрились практически полностью). Основная часть текстов на альбоме базируется на записях второго епископа Юкатана Диего де Ланда, который оставил потомкам книгу «Сообщения о делах в Юкатане» о цивилизации майя (и вместе с тем уничтожил их древние рукописи). Диск открывается одноимённой инструментальной композицией – слушая все эти удары колокола, потусторонний свист и атмосферные барабанчики, затейливо переплетённые с переборами акустической гитары, невольно расслабляешься и не ждёшь никакого подвоха. Но не тут-то было: следующий же трек – сорвавшийся с цепи ломовой “Chichen-Itza” – обрушивается на слушателя неистовым пульсирующим молотом зубодробительных риффов и захлёбывающимся стрёкотом ритм-секции… Хотя, впрочем, одним только забоем дело не ограничивается (что в этом треке, что на альбоме в целом). Разъять на составляющие музыку QuetzalQoatl непросто: тут и ломаная, скрученная в косичку ритмика, и постоянно меняющийся темп – от бластбитов до вязких качёвых проходов, и чередование минорно-мелодичных кусков с хаотичными всплесками, и разные непредсказуемые гитарные проигрыши, и бесконечное нагнетание атмосферы обречённости и ужаса… Тот факт, что барабаны компьютерные, существенной роли не играет. Неожиданный сюрприз – кавер на “Større enn tid – tyngre enn natt” патриархов викинг-блэка Enslaved: казалось бы, где майя с ацтеками – и где викинги!.. Однако надо признать, что в исполнении QuetzalQoatl всю нордическую атмосферу отсюда выдуло начисто – песня входит в собственный материал «Кетцаля» как родная. Лучшие, на мой взгляд, образчики экстремального мезоамериканского искусства в этой обойме – заторможенно-гипнотический “Return to Mictlan”, повествующий о путешествии Кукулькана-Кетцалькоатля в загробный мир Миктлан, упомянутый выше штормовой “Chichen-Itza” и отдающий шульдинеровскими риффами “Kukulcan Wasn’t Returned”. Отдельного восхищения заслуживает великолепный густой, клокочущий гроул приглашённого вокалиста Дмитрия Орлова (Fetal Decay, Breeding Ignorance, Human Enslavement) – Дмитрий поёт так, словно у него в горле кипит сгусток лавы! Время от времени поддержкой ему выступает такой же орущий харш, однако всё внимание всё равно приковано к его феноменальному рёву. Помимо Дмитрия на альбоме также отметились Юлия Хазова из Faraday Cage (вокал в “Større enn tid – tyngre enn natt”), Эрика Саркисова («ЛЮДЇЄ», вокал в “Xoloitzcuintli”) и Алексей Жиляев (баритон в “Større enn tid – tyngre enn natt”). На двух из девяти композиций – речь идёт о “Kukulcan Wasn’t Returned” и “Fear and Hatred”, уже засветившихся на дебютнике “Mictlan” (2015) – спел оригинальный вокалист группы Вадим Трофимов, чей голос можно услышать на двух первых релизах QuetzalQoatl, и чей вариант гроула суше и сдержаннее, нежели у Дмитрия. Стилистически эти композиции несколько отличаются от первой половины альбома – они более эпичные, более зловещие, но лишними или неуместными на фоне остального материала не выглядят. В общем же и целом “Relación de las cosas de Yukatán” – это прекрасный образец интеллектуально развитого и технически подкованного дэт-метала, имеющего в своей основе действительно оригинальную концепцию и ничего, кроме положительных эмоций, не вызывающего. Рекомендуется к ознакомлению.
Алексей Арбузов
death metal 8/10
More Hate