Premiata Forneria Marconi “I Dreamed of Electric Sheep” / “Ho sognato pecore elettriche” (2021)
Новый альбом легенды италопрога Premiata Forneria Marconi (aka PFM) во многом похож на её предыдущий, четырёхлетней давности релиз “Emotional Tattoos”. Оба альбома вышли в двух версиях – англо- и италоязычной. Оба изданы ведущим в области прог-рока лейблом Inside Out. И оба по материалу представляют собой, за редкими исключениями, стандартный рок с незапоминающимися мелодиями, банальным саундом, без аранжировочных «изюминок», лишённые тематического развития. Возможно, это связано с отсутствием гитариста и композитора Франко Муссиды: на обоих альбомах из музыкантов «классического» состава только барабанщик Франц Ди Чоччио, снова отвечающий за ведущий вокал, и басист Патрик Дживас. Хотя, в отличие от предыдущего диска, среди гостей – не только ещё один «старожил» группы, клавишник Флавио Премоли, но и такие звёзды, как Ян Андерсон и Стив Хэккетт. Правда, к сожалению, они играют только на одном треке – “Kindred Souls” / “Il respiro del tempo”, и он – лучший на альбоме. Особенно узнаваема флейта Андерсона, усиливающая таинственность и красоту композиции. Другие светлые моменты – инструментальные композиции: «открывашка» “Worlds Beyond” / “Mondi paralleli” и два завершающих трека – “Transhumance” / “Transumanza” и “Transhumance Jam” / “Transumanza Jam”. Как ни странно, первая в некоторых фрагментах вызывает неустранимые ассоциации с Dream Theater, а заключительные напоминает опыты PFM конца 1970-х в области джаз-роковых импровизаций.
Весь остальной материал – малоинтересный AOR, в худшую сторону выделяется «квазититульная» “Electric Sheep” / “Pecore elettriche”, который чем больше слушаешь, тем больше хочется переключиться на следующий трек. Некоторые сравнивают альбом с вышедшим почти одновременно новым творением Yes, мол, оба не имеют ничего общего с классикой этих групп. Насчёт Yes не соглашусь (сравните, скажем, “Sister Sleeping Soul” и «Your Move” с “The Yes Album”), а вот параллели между “I Dreamed of Electric Sheep” и, допустим, “Storia di un minuta” или “Per un amico”, принесшими PFM статус классиков прог-рока, обнаружить почти невозможно. Нынешние Premiata Forneria Marconi и группа начала 1970-х – принципиально разные формации. Так что, может быть, если бы Франк ди Чоччио сотоварищи издали последние два альбома PFM под другой «шапкой», слушателям были бы посланы более точные сигналы…
Иван Розмаинский
AOR/progressive rock 5/10
Inside Out Music