Аркадий Шилклопер и «Русская филармония»: Symphonic tribute to Yes
Октябрь 27, 2021
Елена Савицкая (257 статей)
Поделиться

Аркадий Шилклопер и «Русская филармония»: Symphonic tribute to Yes

Музыка британской группы Yes в крови у всех любителей прогрессив-рока, потому что она есть его настоящая классика. Да и по сути своей она близка академической музыке. Это давно уже подметил известный российский музыкант, мультиинструменталист и давний фанат Yes Аркадий Шилклопер: «По драматургии и композиционному развитию, изысканной гармонии и музыкальной форме, на мой взгляд, Yes – академический ансамбль, и лишь средства выражения материала взяты из рок-эстетики».

Идея переложить композиции Yes для оркестра родилась у Шилклопера несколько лет назад. Программа «Symphonic tribute to Yes» уже исполнялась с разными оркестрами и даже издана на компакт-диске («Owner of a Lonely Horn», 2015). 17 октября 2021 года приношение Yes прозвучало в московском зале «Зарядье» в исполнении оркестра «Русская филармония» под руководством дирижёра Михаила Грановского. Дата была выбрана неслучайно – в этот день Аркадию Шилклоперу исполнялось 65 лет!

Надо сказать, что симфонический трибьют Yes – это вовсе не привычный уже формат «рок-группа + оркестр» (как это было и у самих Yes, вспомним их альбомы «Time and a Word», «Magnification» или концертный тур «Yessymphonic» начала 2000-х). Главная партия здесь отдана самому оркестру, а «роль» голоса выпала главному инструменту Шилклопера – валторне. Идея была в том, чтобы подчеркнуть симфоничность музыки Yes, но при этом «высказать» и собственное к ней отношение, что-то сыграть по-своему. Впрочем, совсем без «рока» обойтись не удалось: да, не было электрогитар и клавишных, но присутствовала ритм-секция: Антон Горбунов – бас-гитара, Пётр Ившин – ударные. Всё-таки ритм в роке – это важно, и оркестровая перкуссия не могла его полностью воссоздать. Был и ещё один спецгость, о котором скажем позже. Интересно, что шилклоперовская версия была одобрена самими музыкантами Yes, а Джон Андерсон накануне даже прислал Аркадию электронное письмо с пожеланием удачи.

Конечно, идея исполнять рок с оркестром не нова и где-то даже себя дискредитировала. Все эти «симфонические рок-хиты», в которых вместо электрического рок-драйва – почти эстрадная звуковая карамель, несколько приелись и выхолащивают саму идею рока. Но здесь получилось ровно наоборот – симфоническая идея была «вытащена» из рока. И в таком варианте музыка заиграла новыми красками!

Концерт начался с фрагмента балета Игоря Стравинского «Жар-птица» (финал), которым группа Yes – в записи – не раз открывала свои концерты. Здесь же произведение, разумеется, было исполнено вживую. Мощное звучание оркестра, «зовы» у медных духовых, прославление любви, добра и справедливости – всё сразу настроило на торжественный и возвышенный лад. Визуально оркестр смотрелся очень красиво: мужчины в чёрных фраках, дамы – в красных платьях, что гармонировало с красными тонами афиши а-ля Роджер Дин, транслировавшейся на задник сцены. (Отметим, что три композиции сопровождались специально созданным видеорядом, что тоже добавило красочности).

На сцену вышел виновник торжества и немного рассказал о том, что предстояло услышать. Шилклопер особо отметил, что тембр валторны, по его мнению, близок голосу Джона Андерсона, который до сих пор в прекрасной форме – «какой-то ангел во плоти», по словам Аркадия Фимовича. Действительно, валторна звучит мягко, благородно, очень похоже на человеческий голос – хотя андерсоновский вокал, пожалуй, чуть более «бесплотен». Забегая вперёд, скажем, что маэстро использовал и ещё один родственный инструмент – кулохорн, который похож на валторну в миниатюре и обладает более приглушённым звуком (а вот альпийскому рогу в этой программе места не нашлось). Кстати, солировал Шилклопер не единолично, то и дело перекликаясь с валторнистами из оркестра или же звуча на фоне хорала медных духовых. Так создавались пространственные эффекты, объёмное звучание, и не было ощущения, что солист – главный и единственный, а остальные лишь ему аккомпанируют.

Первый блок композиций прозвучал практически без перерывов. Лирическая «Time and a Word» из одноимённого альбома 1970 года была оркестрована более помпезно, чем в оригинале. Исполнение «Onward» (альбом «Tormato», 1977) с потрясающей полифонией духовых было посвящено памяти её автора Криса Сквайра. Из психоделической элегии она стала настоящим гимном. А в хитовой «Changes» вступительный раздел был расширен за счёт многократного проведения хитро ритмизованного мотива-риффа («на 17/8», как уточнил потом Шилклопер). Здесь этот мотив прозвучал у ксилофона, на почти бесконечном «рипите», с постепенными наложениями других голосов. Вокальные же фразы у валторны были словно растянуты, простираясь над всей фактурой (что смягчило «рубленость» припева), а затем, после серии импровизаций, композиция закончилась не на фортиссимо, как в оригинале, а на тонком и изящном «фейдауте». Сложнейшая вещь, привет Стравинскому! (В последующий конферанс Шилклопера, правда, закралась небольшая неточность – изданный в 1983 году альбом Yes, куда вошла эта песня, называется не по её имени – «Changes», а «90125». Но эта оговорка объяснима реальной популярностью песни – одного из главных хитов Yes их «поп»-периода).

Следующий номер – лирическая «The Meeting» из альбома проекта ABWH (Anderson, Bruford, Wakeman, Howe, 1989), в которой, помимо Шилклопера, солировал маэстро Грановский, переместившийся за рояль. Это был фактически дуэт валторны и фортепиано – очень воздушный и трогательный. И вновь возвращение к 1970-м, к знаменитому альбому «Fragile» – композиция «Roundabout». Оркестровая «медь» и восходящие ходы «одинокой валторны» вместо звенящих вступительных аккордов гитары, напористая первая тема у «тяжелых» духовых; струнные, присоединяясь, вели подголоски и взяли на себя главную роль в последней, завихряющейся-радостной теме. В коде же ярко, искристо прозвенела вся оркестровая перкуссия, оставив впечатление сияющего катарсиса. Вообще многослойность оркестровой фактуры поражала, как и композиционная сложность сочинений Yes. Впрочем, это-то далеко не новость. «Roundabout» – настоящая симфония!

А вот затем был сюрприз – композицию Стива Хоу «Clap» исполнил на акустической гитаре специальный гость Владимир Корниенко. Неспешной походкой он вышел из-за кулис и виртуозно сыграл эту непростую вещь – со шкодным характером, влияниями кантри и джаза, с объединением мелодической, аккордовой и басовой линии в одной фактуре и со множеством скользящих переходов в левой руке. Что тут сказать – молодец Корней, на все руки мастер! А ведь он и The Beatles может (буквально за неделю до этого отыграл целый концерт на фестивале, посвящённом дню рождения Джона Леннона), и King Crimson (пару лет назад супергруппа с участием Корнея отмечала 50-летие сего прославленного коллектива исполнением альбома «In the Court of The Crimson King»)! И даже Земфире аккомпанировать, но это уже в прошлом. Сорвав заслуженные аплодисменты, Корней удалился со сцены, а Шилклопер потом признался, что лично познакомился с гитаристом только в день концерта, хотя заочно знал уже его долгое время. И «точкой пересечения» для знакомства стала именно музыка Yes, которую Владимир знает «от и до».

Ещё одно большое симфоническое полотно – одна из длиннейших композиций Yes – «Gates of Delirium» (альбом «Relayer», 1974). Вернее, даже не вся, а её финал, часть, известная под названием «Soon». Возвышенная, воспаряющая музыка, развивающаяся от сумрака к самому ясному свету. И именно здесь в бесконечной череде восходящих секвенций были так уместны переклички между солирующей партией и оркестровыми медными духовыми. Правда, в конце оркестр вновь добавил сумрака: после рокота литавр и пафосного тутти последние аккорды и тающие гитарные ноты, в оригинале очень тихие, у «меди» прозвучали мрачно и настороженно – почти как «глас апокалипсиса», предупреждение о чём-то важном. Вот сколько смыслов можно «вычитать» в одном и том же сочинении, если это – серьёзное произведение прогрессив-рока… «Soon», без сомнения, стала кульминацией концерта.

Следующий блок композиций прозвучал почти без пауз, как и в альбоме «Fragile» – заводная «Long Distance Runaround» с её безостановочным кружением, «The Fish» (авторства Сквайра) – тоже с вращающейся темой-риффом и длинным бас-гитарным соло Антона Горбунова, и изящная гитарно-фламенковая «Mood For a Day», для исполнения которой на сцену вновь вышел Владимир Корниенко. Небольшая лирическая зарисовка «Without Hope You Cannot Start the Day» (альбом «Union», 1991) – и финал концерта, та самая «Owner of a Lonely Heart», ещё один коммерческий хит Yes, что неоднократно подчеркнул в своих речах Шилклопер. Началась она, правда, очень необычно – длинным и разреженным джазовым соло Петра Ившина, которое долго собиралось из отдельных звуков, стуков, синкоп и казавшихся хаотичными «проходов» по барабанам, перешедших в почти нескончаемую канонаду. Наконец, внезапное диминуэндо и… вот он, ломаный вступительный брейк и знаменитый рифф «Оунера»! Рёв валторны, мерная поступь басов, красочные аккорды струнных, «свист» деревянных духовых, звон перкуссии, и всё это движется с накатанной мощью машины. И в самом конце, как вишенка на торте – перекличка в оркестре, когда короткий мотив «пробежался» по всем голосам, создав эффект волны или же мерцающих точек. Такой вот музыкальный пуантилизм!

Но нас ожидало кое-что ещё. После поздравлений от дирижёра Михаила Грановского в адрес юбиляра – Аркадия Шилклопера – оркестр исполнил музыкальный сюрприз. Зажигательная «Мамбо» Леонарда Бернстайна (из мюзикла «Вестсайдская история») плавно перешла в джазовую обработку «Happy Birthday». После этого аплодисменты публики казались почти нескончаемыми. И мы к ним с удовольствием присоединились!

Елена САВИЦКАЯ
Благодарим Игоря Верещагина за фото с концерта и репетиции.

Общее впечатление

17 октября 2021 г.
Москва, концертный зал "Зарядье"

Елена Савицкая

Елена Савицкая