Plaistow “Live at Bimhuis” (2017)
“Live at Bimhuis” – первый официальный концертный альбом в истории женевского трио Plaistow. Первый и, возможно, последний: записанный 27 марта прошлого года в одном из джазовых клубов Амстердама, диск вышел 7 февраля сего года, а меньше чем через месяц коллектив объявил о роспуске и отыграл прощальный концерт. Релиз длится менее 45 минут, и на нём всего четыре трека: “Hyperion”, “Phoebe”, “Iapetus”, “Helene”. Все эти опусы можно услышать на последнем полноформатном студийном альбоме “Titan”, изданном в 2015 году, но концертные версии всех вещей, особенной первой и третьей – более длинные и загадочные.
Швейцарцы славятся своим умением чисто акустическими инструментами создавать ощущение, что звучит электронная музыка. На концертнике это умение реализуется «на все сто». В арсенале – только фортепиано (Йохан Буркенез), контрабас (Винсент Руис) и барабаны (Сирил Бонди). Чрезвычайно монотонная музыка Plaistow, сочетающая медитативность и агрессию, способна захватить вдумчивого слушателя и отправить его в неизведанные миры, причём такое «путешествие» в концертных условиях будет эффективнее, чем в домашней обстановке. Отчасти поэтому знакомство с творчеством трио лучше начинать именно с “Live at Bimhuis”.
Именно в концертном зале, а не дома у музыкального центра или компьютера, магия творчества Plaistow, «химия» участников ансамбля и их воздействие на слушателей ощущаются лучше всего. Автору строк посчастливилось побывать на трёх концертах женевского трио в Санкт-Петербурге: два раза в Галерее экспериментального звука, идеально подходящей для их творчества, и один раз в Белом зале Политехнического университета, «заточенного» под академическую музыку. Было удивительно наблюдать, как в антракте между двумя отделениями концерта Plaistow Белый зал опустел примерно на треть, если не наполовину: уходили в основном пожилые женщины с репликами «Они над нами издеваются!» В программке было написано, что женевские музыканты играют джаз, и монотонный минимализм заезжих гастролёров явно шокировал неподготовленных и неискушённых слушательниц, видимо, ожидавших от «джазменов» что-то похожее на Луи Армстронга или оркестр Гленна Миллера….
Иными словами, если вы никогда не слышали Plaistow, то, чтобы прочувствовать творения швейцарцев, их новаторство и креативность, желательно помнить, что не во всякой хорошей музыке есть куплеты, припевы, «соляки» и «хуки», а также понятные и очевидные для всех композиционные структуры. Жаль, если рецензируемый релиз действительно окажется последним в истории трио…
Рецензия опубликована в #80
avant/post jazz
Selfprod.