Phil Collins “Going Back” (2010)
soul/pop rock 9/10
Atlantic
Подобно своему старшему коллеге Эрику Клэптону, старина Фил Коллинз также отдает дань почтения своим «корням» и любимой музыке. Вот только источник вдохновения у него немного другой – хиты Motown 1960-х. Для белого музыканта, согласитесь, это нетрадиционный выбор, а еще сложнее вникнуть и исполнить эту музыку так, чтоб не только не испортить первоисточник, но и придать ему свежее звучание. Впрочем, Коллинз обращается к классике Motown не впервые (например, его версия песни «You Can’t Hurry Love» в 1982 году достигла первой строчки в английском хит-параде), а бодрости, энергии и радостных эмоций, столь характерных для данного жанра, ему не занимать. 18 (а в лимитированном издании – аж 29!) треков из репертуара The Temptations, Four Tops, Martha and the Vandellas, Стиви Уандера и других исполнителей спеты с чувством, с толком, с расстановкой.
Несмотря на то, что (как и у Клэптона) на диске нет ни одной авторской композиции, программа отличается большой стилистической цельностью и – главное – энергетической насыщенностью. Аранжировки с большим количеством струнных и духовых, вокальные раскладки (Коллинзу, как и положено, подпевает целый хор мужских и женских голосов), танцевально-ритмическая динамика, фанковые аккорды гитары, само звучание – «винтажное», словно из старой радиолы, – все детали словно воспроизводят знаменитый мотаун-саунд, недаром в записи приняло участие большое количество «оригинальных» музыкантов. Но при этом ясно, что работа современная, тем более что некоторые вещи, например «Take Me in Your Arms (Rock Me a Little While)», на какой-то «бит» звучат всё же в духе поздних Genesis. Конечно, скрипучий голос Фила никак не тянет на «черный вокал» и даже на «голубоглазый соул», но Коллинз с такой достоверностью воспроизводит интонации, само дыхание, фразировку (с обилием выкриков, речитативных фраз), а главное – смысловую насыщенность песен, что ему веришь безоговорочно. Сами вещи выбраны по большей части малоизвестные широкой публике (за исключением, быть может, уандеровских «Never Dreamed You’d Leave In Summer” и «Loving You Is Sweeter Than Ever”), что делает работу еще интереснее и привлекает внимание к истории самих песен. Например, «Papa Was A Rolling Stone» (про блудного папу) из репертуара The Temptations стала «камнем раздора» между знаменитой вокальной группой и их продюсером, а лирический хит 1964 года «Jimmy Mack», в котором девушка убеждает неверного возлюбленного вернуться, обрел новое звучание в годы Вьетнамской войны.
Итак, диск поражает прежде всего своим радостным настроением, и это – несмотря на проблемы со здоровьем (прежде всего со слухом), из-за которых, как поговаривают, альбом “Going Back” может стать последним в карьере Коллинза. Знаменитый барабанщик и вокалист действительно делает то, что он хочет, и причина, возможно, в обретенной им свободе. Свободе не какой-то там отвлеченно-духовной, а буквальной – материальной и личностной. Официальный сайт артиста безо всякого зазрения совести сообщает: «Несмотря на выплату второй и третьей женам 42 миллионов фунтов, он остался по приблизительным оценкам с 200 миллионами и недвижимостью в Швейцарии, Англии и Америке, что позволяет ему вести завидный образ жизни. Редкий музыкант может похвастаться такой свободой, позволяющей записывать пластинки, какие он хочет и там, где он хочет. После многих лет, проведенных под прицелом критики, он наконец обрел поистине вселенское признание». Что ж, остается действительно только позавидовать и… поаплодировать.