Oz Urugulu “Fashion and Welfare” (2016)
Октябрь 30, 2017
Иван Розмаинский (56 статей)
Поделиться

Oz Urugulu “Fashion and Welfare” (2016)

Oz Urugulu – швейцарский секстет, благодаря деятельности которого в 2010-е рок-музыка в целом и прогрессивный рок в особенности могут обогатить свой арсенал выразительных средств. Хотя формально творчество этой группы можно обозвать термином «авант-прог», его стилистическая широта и пестрота просто поражают. Возможно, так и такое могли бы играть Gentle Giant, если бы их творческий пик пришёлся на наше время. Длящиеся чуть менее часа восемь композиций держат слушателя в напряжении, не давая расслабиться ни на секунду. Переходы от джаз-рока к экстремальному металлу, от кантри к прог-металу и от ближневосточной музыки к традиционному прог-року завораживают и восхищают. Чрезвычайно непредсказуемое развитие композиций сочетается со здоровенной дозой юмора, а точнее говоря, сатиры, иронии и сарказма: корни этой музыки – не только в творчестве Gentle Giant, но и, возможно, в большей степени в деятельности Фрэнка Заппы. При этом оба гитариста ансамбля – Анги Гвердер и Филипп Хублер – играют на сазе, турецко-иранской разновидности лютни, а первый из них ещё использует ситар. Они способны хорошо сыграть и металлические риффы, и скоростные соло. Саксофонист Давид Вебер активно использует бас-кларнет, добавляя в музыку тот самый сарказм и делая её ещё более привычной для заядлых любителей авант-прога. Клавишник Пит Амберг обогащает саунд невероятными синтезаторными звуками в сочетании с акустическим фоно и электропиано. Басист Дамиэн Гвердер и барабанщик Бени Зюэсс техничны и изобретательны в «плетении» сложных ритмических рисунков. Хотя песен в обычном понимании этого слова на диске нет, голоса присутствуют – в виде гроула, вокализов, шёпота и речитативов. Значительная часть этих голосов принадлежит, видимо, гостевым музыкантам, равно как и звуки скрипки и губной гармошки.
“Fashion and Welfare” – всего лишь второй альбом коллектива, более зрелый и разнообразный в сравнении со слишком «колючим» дебютником “Forgotten Archives” (2012). Все номера на нём хороши, но начинать знакомство лучше с четвёртой по счёту композиции “Rabbit”. В течение менее чем четырёх минут авант-джаз-рок и нечто, похожее на музыку к киножурналу «Ералаш», сменяются пародией на прогрессив-метал, а затем и экстремальный металл с гроулингом. В самом конце этой «монументальной истории» герой произведения – кролик – видимо, погибает. Я бы провёл здесь параллели с песней «Адель» Оргии Праведников – эти два произведения сопоставимы по своей полистилистичности, динамике, свежести и непредсказуемости (хотя я осознаю, что после такого сравнения ортодоксальные любители авант-прога, особенно инструментального, захотят меня сжечь).
Открывающая альбом вещь “Tarkatan Rush” удивительным образом смешивает джаз-рок с кантри и рок-н-роллом. Далее идёт “Android Mustache”, которая одновременно «отсылает» к уже упомянутому Заппе и «тяжёлому звучанию». Затем – “Odd Waltz”, который проще всего описать как авант-проговый вальс. Самые длинные произведения альбома – следующая после «Кролика» 10-минутная “I Am the Fungus” и, лишь чуть-чуть короче, предпоследняя “Garlic Venus” – более монотонны, тяжеловесны и сильно «пропитаны» элементами ближневосточной музыки: вспомним, что два музыканта группы играют на сазе. Особенно много «востока» в “Garlic Venus”. На фоне всех этих вещей шестой трек “RDA” не содержит стилистических «приключений», будучи выдержанным в ожидаемой для Oz Urugulu сатирической смеси авант-прога и джаз-рока. Впрочем, и он способен заворожить открытого к новому слушателя. Диск завершается на удивление спокойной, меланхоличной и созерцательной “Missing Pets”, выдержанной в преимущественно акустическом и прозрачном звучании. Если бы данная композиция была бы более примитивной и банальной, то она хорошо вписалась бы в качестве саундтрека к прогнозу погоды на советском телевидении. Эта изящная и красивая вещь достойно венчает один из лучших альбомов ушедшего 2016 года.

Рецензия опубликована в #81

InRock
9 из 10
Общее впечатление

avant prog/jazz rock/experimental
Unit Records

9

Обязательно к прослушиванию
Иван Розмаинский

Иван Розмаинский