Opeth «In Cauda Venenum» (2019)
Никого уже не удивляет, что Opeth нынче играют прогрессив-метал и с этого пути сворачивать не собираются. Но те критики и фэны, которые после «Sorceress» (2016) сетовали на то, что группа, сойдя с дум-дэт-металлической траектории, затормозилась в развитии, пожалуй, будут удовлетворены. Пусть нового стилевого скачка и не произошло, альбом очень силён и по атмосфере, и чисто музыкально. В нём много интересных идей и звуковых деталей, а саунд отнюдь не кажется приглаженным и по-прежнему отличается тяжестью и фирменной мрачностью, несмотря на мелодизм, чистый вокал (Микаэль Окерфельдт в этом альбоме здорово распелся) и аранжировочное разнообразие. И, несмотря на упомянутый мелодизм, многие темы звучат столь странно, изломанно и диссонантно, что вообще непонятно, как такое можно придумать (а тем более спеть). Но именно темы подобного плана, инструментальные и вокальные, прослаивая альбом, становятся его лейтмотивами. Вообще, музыка «In Cauda Venenum» устроена настолько сложно, что её не раскусить с первого раза, нужно вслушиваться и вдумываться, хотя какие-то вещи сразу бьют наповал. Не случайно и название альбома, которое с латыни можно перевести как «яд в хвосте» – оно как бы намекает на то, чтобы слушатель не расслаблялся и был готов к любому повороту дела. Ну и ужалить по-скорпионьи Окерфельдт не прочь (см. картинку на заднике обложки).
Альбом выпущен в двух версиях – на английском и шведском языке, причём изначальной была вторая (маркетинговые соображения заставили Окерфельдта записать вариант на языке международного общения). Трудно сказать, насколько по содержанию они соответствуют друг другу, но слушать лично я советую шведскую – благодаря необычной фонетике и особому очарованию этого языка музыка приобретает дополнительную глубину и таинственность. А в английской версии можно оценить аллюзии на тексты The Beatles и прочие интеллектуальные изыски. Параллельную музыке линию составляют записанные то там, то сям голосовые вставки – диалог матери с ребёнком, зацикленный дурашливый смех, мужские возгласы – на шведском языке в обеих версиях. Они придают звуковой атмосфере некую кинематографичность.
Среди композиций «In Cauda Venenum» практически нет проходных. Альбом открывается «готическим» псевдохоровым вступлением на фоне электронных пассажей – название «Garden of Earthly Delights» намекает на Иеронимуса нашего Босха и настраивает на то, что содержание будет непростым и даже изощрённым. «Dignity» – о сильных мира сего – также начинается продолжительным инструментальным разделом, слегка напоминающим поздний Porcupine Tree, но перепад к хрупкой акустике и затем к хоровому пауэр-припеву снимает эти ассоциации. «Heart In Hand» – злой и агрессивный прог-метал, с яростными гитарами, чеканящими ритм на одной ноте, и при этом с полётно-лирическим припевом. «Next of Kin» – довольно заунывный металл с оттенком дума и одним из тех самых «закрученных» псевдоиндийских проходов на синти-струнных в конце. «Lovelorn Crime» – берущая за душу драматическая баллада о любви (умеет же Микаэль сказать о простых вещах так, что слеза наворачивается). Ещё одна композиция на тему «лирических отношений», следующая за довольно заурядной в общем потоке альтерно-метальной «Charlatan» – «Universal Truth» (в шведском варианте «Ingen sanning är allas», то есть «Нет правды для всех», значение прямо противоположное). На эту прекрасную во всех отношениях вещь, в которой сменяются на расстоянии нескольких тактов настроения и состояния – от расслабленной неги до ярости (маршеобразный метал-припев), от восточной психоделики до скандинавской фолк-акустики – был снят клип. И получился он, на наш взгляд, не очень подходящим к песне, несмотря на то, что работала над ним Джесс Коуп, известная по клипам Стивена Уилсона (а может быть, именно благодаря этому) – всё-таки художественная анимация на темы домашнего абьюза не очень соответствует образности Opeth. Испанская гитара в вальсообразной «The Garroter» звучит очень свежо, с привкусом джаза, a медитативная «Continuum» – последнее затишье перед бурей.
И если Джордж Харрисон говорил, что всё должно пройти, то Микаэль провозглашает, что всё уж точно пройдёт, и очень скоро («All Things Will Pass»). Эта, последняя вещь альбома, на самом деле – опетовский «Кашмир». Закрученные риффы в полуакустическом вступлении (привет «Next of Kin») и «смурная» мелодика основной части, наваливающаяся тяжесть аккордов и восходящие интонации припева – всё пройдёт, останутся лишь безысходность и тлен. Бесконечный канон Микаэля с самим собой и ностальгическая затихающая кода… Но что-то же ждёт нас там, за последней точкой? Посмотрим на следующем альбоме.
Елена САВИЦКАЯ
Рецензия опубликована в InRock #90
progressive metal 9/10
Nuclear Blast / Soyuz Music