Accept «Symphonic Terror» (2018)
Accept и классика. Не два ли это синонима? Для тех «лоботрясов» (так можно перевести английское слово «headbanger»), у которых песни тевтонской метал-машины были неотъемлемой частью жизненного саундтрека в 80-е, это аксиома. И лучше не спорить: тогда можно было и в бубен отхватить за иное мнение. Сама группа могла бы принять свой статус «классиков» как данность. Концерты их идут на ура в любую погоду и в любых странах собирают неслабую аудиторию, несмотря на неоднократные смены состава. Но ведь любому настоящему творцу хочется чего-то большего. И коллектив решил сделать мощное шоу, в котором сплелись бы и его творения, и настоящая академическая классика. Воплотили идею в жизнь в 2017 году на крупнейшем метал-форуме в Вакене. Увы, сам там не был, но глядя на шоу, запечатлённое на DVD, понимаю: wish I was here! Увиденное заставляет, без преувеличения, травмировать локти укусами собственных зубов. (У российской аудитории тоже есть шанс совсем скоро увидеть симфоническое шоу Accept вживую – 28 апреля в «Крокус Сити Холле», – прим. ред.).
Выступление делится на три сета. В первом играет только группа квинтетом: Вольф Хоффман (гитара), Петер Бальтес (бас), Марк Торнильо (вокал), Уве Люлис (гитара) и Кристофер Уильямс (ударные). Для начала они выдают пяток песен – четыре «эпохи Торнильо» плюс «Restless And Wild». На завершающей эту часть «The Final Journey» в финальном соло звучит тема григовского «Утра» из «Пера Гюнта». Этакая затравка к последующему «безобразию». Дальше сцену закрывает чёрный занавес, и через считанные минуты за ним объявляется настоящий симфонический коллектив – Чешский государственный оркестр! Меняется и состав «электрической» группы. Звучит головокружительная «Лоботрясная симфония» («Headbanger’s Symphony»), в основе которой сольник Хоффмана 2017 года. Открывает сет «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского. На концерте симфоническая рок-фантазия звучит гораздо фантасмагоричнее, чем в студийной версии, пусть она и немного сокращена. Единственное, чего недостаёт – фортепиано. В концертном составе значится пианист Кармело Мафали, но он не только не слышен, но и практически не виден. В кадре он появляется только за синтезатором в последнем номере «Симфонии». Остальные же исполнители присутствуют и в кадре, и в миксе. Это второй гитарист Филип Шоузе, басист Даниэль Сильвестри и оставшийся на сцене барабанщик Крис Уильямс. Отделённый от группы и оркестра пластиковой звукоизолирующей перегородкой, здесь он уже не щеголяет игрой стоя, как на московском концерте.
Первые два отделения уместились в час. Апофеозом же стало исполнение песен Accept с оркестром. Снова на сцене «действующие лица» первого отделения плюс оркестр. Дирижёр Ян Чалупецкий приплясывает за своим пультом, как и подобает человеку, выступающему перед более чем стотысячной аудиторией. И вряд ли какой филармонический концерт в наши дни соберёт столь масштабную толпу, которая будет на одной волне с оркестром! Сгущающиеся с каждой песней сумерки делают представление ещё более впечатляющим. И когда стотысячная толпа подпевает группе, которой аккомпанирует оркестр, даже обладающие сединой филармонические деды начинают потряхивать головами в такт ритмам.
Даже для группы с такой богатой и насыщенной историей, как у Accept, такой концерт – это веха. На этом, пожалуй, остановлюсь. «Symphonic Terror» – захватывающее зрелище, даже если смотреть его у себя дома. Как бы ни брюзжали снобы, что «всё это мы видели уже не раз», для Accept опыт «концерта для группы и оркестра» стал первым, и команда выдержала экзамен на «отлично». Не верите – возьмите не столь дорогое, как «родное», издание лейбла «Союз Мьюзик», и посмотрите DVD вместе с двумя короткими документалками о подготовке к этому шоу. Если и это не проймёт, вспомните строку песни группы Rainbow, в которой поётся «…Then it’s too late now».
Рецензия опубликована в #87
symphonic metal
Nuclear Blast/"Союз Music"