Opeth «Heritage» (2011)
Февраль 11, 2012
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Opeth «Heritage» (2011)

progressive/hard rock 9/10
Roadrunner

«Где металл?» – таков был коллективный вопль поклонников Opeth, услышавших «Heritage». Они, безусловно, правы в своем удивлении. Предыдущие альбомы были развитием группы в рамках сложившегося курса (исключение – акустический «Damnation», но это, скажем так, заранее анонсированный шаг в сторону). Теперь же команда полностью преобразилась: новый, прозрачно-психоделичный саунд, только чистый вокал, полное отсутствие гроула, отсутствие перегруженных электрогитар. А если вспомнить, что за последние лет пять состав Opeth почти полностью сменился – из старожилов только ее лидер, Микаэл Окерфельдт, и басист Мартин Мендез – становится ясно: для смены формата – самый подходящий момент.
С первых же потусторонних нот фортепианного вступления ясно, что перед нами другой, новый Opeth. Саунд – вторичен, главное то, что команда перешла на принципиально иной уровень авторской открытости, даже интимности, который свойственен скорее фолк-бардам типа Ника Дрейка, чем «металлюгам» со стажем. Хотя что там, всё сказано уже в названии. «Наследство» Окерфельдта – это его юношеские пристрастия, старинные полузабытые арт-роковые команды конца 60-х, в любви к которым он признавался всегда, но мы не думали, что он когда-нибудь возьмется играть такую музыку всерьез. При этом в звучании «Heritage» нет никакой архаики, рыхлости и безалаберности, которую многие стремятся выдать за «возврат к корням». Давний товарищ Микаэла, саунд-продюсер альбома Стивен Уилсон – тот еще перфекционист, и его работа со звуком находится на острие времени. То есть если вы слышите «журчащий» хаммонд, холодный меллотрон, сладкие леденцы звуков fender rhodes, словом, если что-то звучит у Opeth определенным образом, то не потому, что таков саунд любимых команд Окерфельдта, а потому, что творческая задача требует именно этого звука. Например, «Slither» – вещь, в которой слышится явная стилизация под хард-рок образца Rainbow «Rising». Гитарный звук, манера солирования – всё это «в ноль» повторяет Ричи Блэкмора. И что же – именно эту песню Opeth посвятили памяти Ронни Джеймса Дио!
И самое главное и удивительное: отказавшись от прежнего саунда, Opeth полностью сохранили свою творческую индивидуальность, композиционную манеру. Не произошло и дальнейшей «поркупайнизации» звучания. Между старой и новой группой нет такой пропасти, как, скажем, между Edge Of Sanity и Nightingale Дэна Свано. Мы слышим знакомые «опетовские» гармонии, знакомую манеру комбинации акустики и электричества, предсказуемое развитие вещей от балладно-акустических пассажей до… теперь уже не металлического, но хард-рокового напора. Даже больше – индивидуальность Opeth только усилилась; давно у группы не было такого выразительного и экспрессивного альбома, как «Heritage». Чуть ли не времен «Orchid» и «Morningrise»! И еще (хотя это мнение может показаться фэну позднего Opeth спорным) – в последнее время группа была заложником своего стиля и работала на игре оттенков в рамках одного набора эмоциональных состояний. (Грусть-отчаяние-меланхолия-ярость). Теперь она значительно расширила набор этих состояний («Slighter» – самый яркий пример) и свободно действует на перекрестке разных стилей.
Микаэл Окерфельдт признавался, что с детства хотел записать подобный альбом. Слушая «Heritage», понимаешь, что это не преувеличение, не стремление творца похвалить свою новую работу, а чистая правда. Такой Opeth мы еще не слышали – и только сейчас мы услышали истинный Opeth.

Владимир Импалер

Владимир Импалер