Оберманекен «Серпантин стерео» (2014)
Декабрь 10, 2014
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Оберманекен «Серпантин стерео» (2014)

new wave 8/10
Stereo&Video

Рядом с этим текстом приведена обложка альбома «Серпантин Венеция». Но новый альбом легенды московской рок-сцены отличается от записи, которую фанаты группы в 2013 году получили на виниле под этим названием. Теперь диск вышел как бесплатное CD-приложение к аудиофильскому журналу, что является и признанием соответствия записи высоким стандартам звука, и неожиданностью, ходом вопреки правил рынка. Впрочем, первый шаг в этой истории – выпуск альбома на виниле – без параллельных цифровых тиражей, тоже был не просто оригинален, но и демонстрировал пренебрежение правилами тараканьих бегов под названием шоу-бизнес.
«Оберманекен» занял место среди звезд отечественного рока в 1980-х годах. Группа играла на сцене нью-йоркского клуба CBGB, альбом «Серпантин Венеция» записывала на студии «Le nocturne» в Провансе. Лидер коллектива Анджей Захарищев фон Брауш сочинил все песни, играл на всех инструментах, был продюсером. С ним работали Александр Лучков (электровиола), Евгений «Сдвиг» Звиденный (бас, экс-«Мумий Тролль»), известный барабанщик американского состава «Оберманекена» Олег Бутман и перкуссионист Андрей Романов.
CD-релиз «Серпантин стерео» содержит тот же материал, что и винил, но концептуально отличается – во-первых, специальным сведением, а во-вторых, тем, что порядок песен заменен на противоположный. Прозрачные звуковые пейзажи стали стартом, а в финал трек-листа отправились хиты «Я не верю слезам», «Серпантин. Венеция», стоявшие в начале. Они словно взяты из старого, великого и так знакомого поклонникам группы фильма «Ночной портье», а красоты Сан-Тропе или Санто-Доминго – отличное обрамление для ненавязчивой электроники с мерцающими на втором плане духовыми.
На виниле альбом словно постепенно затихает – от стартовых хитов к растворяющей концовке, на CD – история обратная. При этом образный мир у записи формально тот же, но вместо нисходящей линии появилась восходящая, вместо трепета – резкая оглядка. В этой игре в перестановку номеров есть ассоциация с тревожно-затягивающим миром Кортасара и Борхеса.
Анжей считает, что альбом на CD – это лифт, портал в мир винила. Тут нужно сделать переход – усилие, и в воспроизведении музыки, и в ее понимании. А это обязательное условие восприятия искусства вообще. Альбом – манифест эстетики и протест против давления пустоты «нулевых», против наступления «цифры». Он – способ сопротивления прилипчивой технологии тачскрина, упрощающей чувства и мысли до клика и лайка, а познание – до тыканья пальцем в экран. Это так же естественно, как культ бумажных книг и живые цветы. Так музыкант понимает прекрасное, и он не ищет компромиссов и намерен и дальше быть собой.

Владимир Импалер

Владимир Импалер