НОМ «Оттепель» (2015)
Название диска питерской формации НОМ многозначно. Можно воспринимать его как весенний или как политический термин. Группе не то чтобы всё равно, как их поймут, просто Андрей Кагадеев сотоварищи шутят так, что остаётся ощущение, что шутки до конца понятны только им самим. Можно представить, что группа на подъёме, несмотря на всё и всех вокруг, что у них в душах – весна и ожидание тепла. Можно представить и их состояние как неоправданные ожидания от эпохи, умная злость разочарования. В пресс-материалах к альбому толпятся темы из 60-х, поэтому, зная любовь команды к недосказанности, предположим, что всё наоборот и диск – о весне.
Музыкально альбом разнообразен и звучит как мини-рок-опера. Сначала, как и положено в операх, увертюра. Вернее «Увертюра-твист» – блестящая имитация эстетики 50-х, напоминающая о названии альбома, о музыке ансамбля Hungaria и стиле neo-swing. При этом трек демонстрирует музыкальную искушённость и задаёт настроение, например, словами «деньги потрачены на поэмы Бродского». Ага, посмотреть бы на эту страну, не существовавшую даже в мечтах. Второй, заглавный трек «Оттепель» романтичен, третий, «Музыка революции» – торжествующе «оперный», с развитой вокальной драматургией, созданной для хора и легендарного участника группы, живущего и поющего в Швейцарии Александра Ливера. Он же исполняет и следующий номер «Гости-2». «Карлицы» – песня про Люберцы – издёвка-рок от писателя Михаила Елизарова. «Мох и посланник» – рок-былина, политическая сказка с героями, имеющими реальные прототипы. «Украинская лирическая» – первый сингл и клип к альбому, «советская» насквозь тема, не оставляющая сомнений в способе мышления группы: с первых лет жизни НОМ был последовательно антисистемным и глубоко несоветским предприятием. Запомнилась фраза о мечте прожить «без Зощенко и без Платонова». «Время» – ностальгическая мелодия подана без издёвки, ирония тут глубже. «Свиньи», как и предыдущая вещь, вместе с обложкой, подыгрывает ассоциации с Pink Floyd и конкретно с альбомом «Amimals». Однажды услышав, трудно забыть сакраментальное «все мы, братцы – свиньи»: текст замечательного детского поэта и великого взрослого переводчика Самуила Маршака.
НОМ становится чуть ли не самой важной группой страны. Во время, когда новости оказываются банальностью чуть ли не до попадания в новостные ленты, команда проявляет политическую заинтересованность оригинальным способом. Им удаётся объединить жгучую, как крапива, иронию, мощную музыку, болезненную актуальность и совершеннейшую серьёзность при разговоре об искусстве. Они так отважно балансируют на грани между шуткой и реальностью, что многие граждане этого просто не замечают. Группа играет и творит так, как будто критерии и правила игры не изменились за десятилетия, и оказывается права. Эстетика альбома объединяет Маршака, Уотерса и Платонова – получается смесь, достающая на раз и мозг, и душу; рок-искусство, которое до оторопи «по делу». Так больше никто не умеет. При этом, повторимся, кажется, что группе не очень-то и важно, правильно ли её поняли и поняли ли вообще.
russian rock 9/10
"Союз Мьюзик"
Рецензия опубликована в #75