The Neal Morse Band  «The Similitude of a Dream» (2016)
Декабрь 30, 2016
Иван Розмаинский (41 статей)
Поделиться

The Neal Morse Band «The Similitude of a Dream» (2016)

Свежайший студийный релиз “The Similitude of a Dream” Нила Морса, точнее говоря, его группы The Neal Morse Band – претендует на звание как Альбома года, так и одного из лучших дисков за всю историю творческой деятельности Нила. Имеется в виду как его работа в Spock’s Beard, Transatlantic, Flying Colors, так и то, что считается его сольной деятельностью. Похоже, что Морс со своей группой прыгнул выше головы. Попробуем объяснить.

Начнем с концепции этого двойного альбома. Она основана на книге английского баптистского проповедника XVII века Джона Баньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну». С одной стороны, эта книга – одна из важнейших в англосаксонском протестантизме за всю его историю, с другой стороны, – одна из самых значимых в английской литературе вообще: скажем, в XVIII веке она была третьей по популярности среди англичан, уступая только Библии и «Потерянному раю» Дж. Мильтона. Наполненная мистикой и символизмом, она находится на стыке религиозной притчи и беллетристики. Таким образом, Морс, совершенно не отрываясь от религиозных корней своего творчества, в основу сюжета положил произведение, имеющее громадное общекультурное значение. В результате «морсовской» назидательности стало меньше, а аллегоричности – больше. Напомним, что сольная карьера Нила в прогрессив-роке началась со смелого описания им своего личного религиозного опыта (альбом “Testimony”), что, если верить некоторым рецензиям, «оскорбило чувства неверующих». Следующие альбомы также явно и тесно были связаны с религией (“One”,”Question”, “Sola Scriptura” и др.). И обращение к классике английской литературы, может быть, позволит расширить аудиторию, в том числе среди тех, кто по тем или иным причинам страдает аллергией на религиозные темы в тех случаях, когда они подаются слишком открыто.

Далее. То, что уже второй альбом подряд «прогрессивные» опусы Морса выходят под «шапкой» The Neal Morse Band, не случайно. В отличие от работ, записанных в течение первых десяти лет после ухода Нила из Spock’s Beard, теперь мы слышим полноценный коллектив, в котором каждый его участник вносит важный вклад. Помимо основной троицы (Нил Морс, барабанщик Майк Портной и басист Рэнди Джордж), в ансамбль входят гитарист/певец Эрик Джиллетт и также клавишник/певец Билл Хубауэр. Эти музыканты – талантливые и состоявшиеся профессионалы. На альбоме можно услышать, и не только на подпевках, голоса всех музыкантов, кроме Джорджа, при этом Хубауэр и особенно Джиллетт исполняют многие ключевые вокальные партии. Таким образом, тем, кто испытывал антипатию к пению Морса, будет легче оценить новый диск. Особенно приятен голос Джиллетта; пожалуй, самый высокий из всех, он особенно уместен в мягких, нежных фрагментах альбома. Таким образом, The Neal Morse Band – это не «Морс плюс какие-то музыканты», а полноценный рок-квинтет, в котором ярко проявляются аранжировочные и исполнительские таланты всех его пяти штатных участников. При этом на альбоме задействовано и больше десятка «гостей»! Начиная с виолончелиста, альтиста и скрипача Криса Кармайкла, хорошо знакомого любителям Transatlantic, до незнаменитых бэк-вокалисток и духовиков – все они делают звучание ещё более насыщенным и интересным.

Новый альбом представляет собой нечто большее, чем просто навороченный симфопрог с обилием цитат из Genesis, Gentle Giant, Yes и Kansas. Все эти влияния остались, но к ним добавилось ощущение глубокой вписанности музыки в общий контекст англосаксонской и вообще мировой рок-культуры. Можно услышать явные цитирования стилистики и Queen (изумительная “The Ways of a Fool”, где «куиноподобная» мелодичность сочетается с инструментальными «проходами» а-ля Эмерсон), и Led Zeppelin (“The Man in the Iron Cage” – от ассоциаций с «цеппелиновским» «Чёрным псом» не избавиться), и The Who (“I’m Running”), и «корневого» американского кантри (“Freedom Song”), и много чего ещё. При этом такое цитирование, как и самоплагиат, не воспринимается как нечто постыдное, оно лишь оттеняет неповторимый творческий почерк Морса. Многие произведения будут понятны слушателям, весьма далеким от прогрессива: хотя альбом композиционно сложен, эта сложность в основном подчёркивает красоту музыки и её выразительность. Особой силы эта выразительность достигает в “Back to the City” с первого диска и в “The Mask” со второго. Последняя из них начинается с изумительного фортепианного пассажа а-ля Тони Бэнкс в «дженезисовской» “Firth of Fifth”, а затем переходит в потрясающую меланхоличную песню с яркими динамическими контрастами, стиль которой точно описать словами невозможно. Также среди самых лучших произведений нельзя не отметить предпоследний трек со второго CD “The Battle” – это лаконичная, динамичная и композиционно «навороченная» вещь.

Структура альбома – много коротких композиций, образующих единую концепцию, – знакома почитателям творчества Нила Морса. Она позволяет акцентировать «песенность» и мелодичность музыки – каждый трек в отдельности представляет собой именно что песню или маленькую инструментальную композицию, а не «претендующий на занудство» эпик, – и при этом не потерять в прогрессивности и «симфонизме». В качестве аналогов можно привести “Snow” Spock’s Beard, “The Whirlwind” Transatlantic, “Testimony”, “Question”, а также первый CD “Testimony 2” «сольного» Морса. Благодаря большому количеству красивых и напевных мелодий, с одной стороны, и изысканных «наворотов» со сбивками и сменами музыкальных рисунков, с другой, этот альбом воспринимается как динамичный и слушается интереснее, чем почти все упомянутые релизы, за исключением, пожалуй, “Question”.

Нельзя сказать, что в альбоме нет посредственного материала. В некоторых моментах диск «провисает». Такие баллады, как “Breath of Angels” или “Sloth More”, выиграли бы, если бы их существенно подсократили: в этих вещах, особенно в первой, Нилу не удалось в полной мере избавиться от приторности и занудства. Однако доля такого материала на диске в сравнении с другими работами Нила мала. И 105 минут музыки слушаются почти на одном дыхании. На фоне изданного в этот же году, и тоже двойного альбома “The Astonishing” бывшей группы Майка Портного Dream Theater, “The Similitude of a Dream” выглядит чрезвычайно привлекательно. Мы имеем дело с одним из самых значительных альбомов в дискографии не только Морса, но и Портного, хотя Майк первоначально был против того, чтобы этот релиз оказался двойным. Хочется поздравить музыкантов и поблагодарить их за этот прекрасный опус!

InRock
9 из 10
Общее впечатление

symphonic prog 9/10
Radiant Records

9

Обязательно к прослушиванию
Иван Розмаинский

Иван Розмаинский