Neal Morse “Sola Gratia” (2020)
Ноябрь 14, 2020
Иван Розмаинский (170 статей)
Поделиться

Neal Morse “Sola Gratia” (2020)

Новый альбом Нила Морса был записан дистанционно, отчасти поэтому он вышел под «шапкой» Neal Morse, а не The Neal Morse Band (это название используется уже лет пять), хотя участвующие музыканты, помимо Нила, в основном всё те же: Майк Портной (барабаны), Рэнди Джордж (бас), Эрик Джиллетт (гитара), Билл Хубауэр (клавиши), плюс бэк-вокалистки и два исполнителя на струнных инструментах. Ещё одна причина отсутствия слова “band” в том, что все вокальные партии Морс спел сам, тогда как в The Neal Morse Band они распределены между всеми штатными участниками, кроме Джорджа, особенно часто поют Джиллетт и Хубауэр.
Альбом концептуальный и основан на сюжете из Нового Завета, а конкретнее – Деяний апостолов. Это история «обращения» апостола Павла и побивания камнями первомученика Стефана.
Слова “Sola Gratia” в переводе означают «только благодатью» — это один из принципов протестантизма, как и «Sola Scriptura» («только Библией»). Именно так называется культовый релиз Морса 2007 года, в котором описываются «жизнь и приключения» религиозного реформатора Мартина Лютера. Музыкально связь этих двух альбомов подчёркивается и репризами нескольких тем. Однако если “Sola Scriptura” состоит из трёх эпиков и одной относительно короткой композиции, то новый диск по своему построению похож на “Testimony” (2003), “?” (2005), “Similitude of a Dream” (2016) и “The Great Adventure” (2019) – преимущественно недлинные композиции, скреплённые лейтмотивами, следуют в режиме нон-стоп.
“Sola Gratia” включает всего 14 треков на 65 минут, что короче “Sola Scriptura”, который едва помещался на CD. Может быть, из-за меньшей длительности, а может, из-за большего стилистического разнообразия и большего количества мелодических находок “Sola Gratia” воспринимается несколько приятнее, и, несмотря на самоповторы (характерные мелодические, гармонические, ритмические и прочие решения), может считаться одной из лучших работ Морса.
Сюжет диктует довольно агрессивные, тяжёлые и мрачные тона (естественно, не по меркам экстремального металла). Особенно убедительны они в идущих в связке “Overture”, “In the Name of the Lord”, “Ballyhoo (The Chosen One)”, “March of the Pharisees” и “Building A Wall”, а также занудноватых, но по-своему красивых “Never Change” и “Seemingly Sincere”. Некоторые фрагменты воскрешают в памяти “The Wall” Pink Floyd и “Jesus Christ Superstar” Эндрю Ллойда Уэббера. В центре альбома настоящая музыкальная жемчужина, одна из лучших баллад Морса за всю его деятельность – “Overflow”, в которой отражены духовно-мистические переживания первомученика Стефана, противостоящего злым фарисеям. Несколько уступает ей, но всё равно интересна “The Light on the Road to Damascus”, описывающая то самое обращение Павла.
Хотя финал альбома предсказуемо страдает от «сахарно-карамельных» интонаций, передающих радость обратившегося к Христу Павла (“The Glory of the Lord” и “Now I Can See / The Great Commission”), в целом всё не так плохо, как могло бы быть. А в завершающей диск “The Great Commission” снова есть прекрасные мелодические находки.
В общем, если вы без раздражения воспринимаете персону Нила Морса, его религиозность и назидательность, его манеру пения и пристрастие к навязчивым цитатам из прог-роковой «классики», то диск пропускать не стоит. Если же отвлечься от этих субъективных минусов, “Sola Gratia” – один из претендентов на попадание в десятку лучших релизов года. Симфоничный и концептуальный альбом с красивыми мелодиями и убедительным развитием композиций, стилистически разнообразный, прекрасно сыгранный, записанный и сведённый.

Иван Розмаинский

InRock
9 из 10
Общее впечатление

symphonic prog 9/10
InsideOut Music

9

Обязательно к прослушиванию
Иван Розмаинский

Иван Розмаинский