Babooinumfest-9: Двухлетие «Бабуинумфеста»
Ноябрь 21, 2018
Иван Розмаинский (170 статей)
Поделиться

Babooinumfest-9: Двухлетие «Бабуинумфеста»

Очередная серия «Бабуинумфеста» была особой. Во-первых, она было посвящена двухлетию фестиваля, во-вторых, проводилась в новом для него месте – клубе «Котельная».

Это заведение находится в самом центре Санкт-Петербурга, на Тамбовской улице, недалеко от станции метро «Обводный канал», и привлекает посетителей винтажной атмосферой, высокими потолками и неплохой кухней.
Фестиваль проводился в течение двух дней, 3 и 4 ноября, каждый день выступило по четыре группы, причем акцент был сделан на коллективы, ранее не выступавшие на БабуинумФесте. Так, 3 ноября выступали только дебютанты…

3 ноября. День первый. Удачливый джаз и поиски во Вселенной

Девятый «Бабуинумфест» открыла группа Foreheads, которой руководит барабанщик Алексей Востриков, известный по группе Jam It. Помимо него в концерте участвовали басист, гитарист и саксофонист (а в записи недавно изданного EP-альбома – еще и клавишник). Foreheads исполняют джазовую ветвь авант-прога, со сложными и меняющимися размерами, неклассическими гармониями и, по-видимому, со значительной долей импровизации. Поклонники авант-рока и джаз-рока просто не имеют права упускать из виду творчество данного коллектива. На мой взгляд, это был один из лучших сетов на данном фестивале. Продолжительные произведения Foreheads сами музыканты определяют как “unfortunate jazz”, и это вовсе не «навороты ради наворотов». Точные аналоги найти трудно: что-то подобное могли бы играть King Crimson, если бы были более «джаз-ориентированным» ансамблем.

«Несчастливых джазменов» сменил другой квартет – Brylev Band. Гитаристу Евгению Брылёву помогают также ритм-гитарист, бас-гитарист и барабанщик. Этот квартет, недавно выпустивший дебютный альбом, исполняет техничный фьюжн. Музыку Брылёва можно было бы назвать песнями, где роль вокала исполняет его гитара. Брылёв и коллеги продемонстрировали высокий профессиональный уровень, завоевав заслуженные аплодисменты публики. Возможно, чуть большее саундовое и композиционное разнообразие поможет Brylev Band расширить свою аудиторию.

Дуэт Shalash Band оказался единственным иногородним участником этого «Бабуинумфеста». Музыканты из подмосковного Солнечногорска – клавишник Дмитрий Караваев и барабанщик Максим Смирнов – исполняют «клавишно-ориентированный арт-рок», близкий по стилистике тому, что делали в 1970-е годы группы, обходившиеся без гитаристов – прежде всего ELP и Triumvirat. Поразительно, каким образом Караваеву и Смирнову вдвоём удаётся воспроизводить звучание полноценной рок-группы (пусть даже партия бас-гитары идёт в записи). Как и у предыдущих двух групп, у Shalash Band в 2018 году вышел дебютный релиз, из которого музыканты исполнили большинство вещей. Особенно хорош был «Рыцарский турнир» — с разнообразным звучанием и непредсказуемой динамикой развития композиции. При этом, в отличие от Foreheads и Brylev Band, у Shalash Band альбом издан на физическом носителе – CD-диджипаке. После концерта музыканты устроили раздачу своих дисков. Добавлю, что будь клавишные тембры поразнообразнее, музыка бы только выиграла, но участникам Shalash Band виднее.

Завершило первый день фестиваля выступление Trappist System Trio, однозначно самой тяжёлой по звучанию группы, игравшей на девятой «сессии». Однако это не первый опыт сотрудничества БабуинумФеста с «тяжёлыми» ветвями прогрессива – вспомним Tanatotantra и Take Me Far Away. Поющий гитарист Владимир Куликов, басист Дмитрий Прилуков и барабанщик Евгений Трефилов исполняют ритмически «рваный» и довольно мрачноватый прог-метал. Отдалённые аналоги можно найти в творчестве Rush, Megadeth и Fates Warning. При общей виртуозности, участники трио делают акцент на композиционную цельность и атмосферу песен. Многие посетители назвали «траппистов» лучшей группой первого дня фестиваля, с чем нельзя не согласиться. Больше всего запомнилась и «зацепила» композиция “Enlightened”. В то же время нежные уши некоторых артрокеров, ориентированных на «артовое» и джазовое звучание, оказались не готовы к тяжести этой музыки. Trappist System Trio готовят дебютный полноформатный альбом – ждём с нетерпением…

4 ноября. День второй. Звёзды радиоволн и бабуин в каждой песне

Второй день фестиваля открыл Ilia Korchagin Quartet – «резидент» JFC club, регулярно там выступающий. Свою музыку Илья определяет как “neo guitar fusion”. И это был фьюжн мирового уровня, не уступающий западным аналогам. Пожалуй, квартет Ильи Корчагина – один из самых профессиональных по уровню исполнения коллективов за всю историю «Бабуинумфеста». Хочется надеяться, что на фестивале Корчагин сотоварищи обрели новых поклонников.

Затем на сцену вышла одна из моих любимых петербургских групп Serdimontana. Она исполняет рок-музыку, не поддающуюся классификации. В её творчестве можно найти элементы и спэйс-психоделии, и краут-рока, и world music, и электроники, и «битловские» влияния. Уже второй концерт подряд Serdimontana под руководством клавишника, композитора, вокалиста и звукоинженера Дмитрия Чичагова выступает в обновлённом составе. Ему и барабанщику Дмитрию Лобякину теперь компанию составляет гитарист Руслан Собинин, лидер неоднократно выступавшей на «Бабуинумфесте» группы Triptones. Музыканты отыграли несколько вещей из своего свежего альбома “Vegetation”, вышедшего этой осенью, а также кое-что из старого материала и то ли одну, то ли две новейшие композиции, ранее не исполнявшиеся. Это было самое завораживающее выступление за второй день фестиваля. Жаль только, что сет группы был очень коротким, от силы около получаса. И жаль, что “Vegetation” тоже не издан на физическом носителе.

Квартет Auxford под руководством клавишника и вокалиста Владислава Семёнова исполняет музыку, близкую к рок-мейнстриму.  Что-то похожее могли бы играть Alan Parsons Project, если бы писали русскоязычные песни. В активе у Auxford – ротации на «Радио Зенит» и других популярных радиостанциях. Особенно успешной на FM-волнах оказалась песня «Вернись», которой «оксфордцы» завершили своё выступление. Сильная сторона группы — гитарные партии Александра Голенского, воскрешающие в памяти соло Дэвида Гилмора и ему подобных. Музыканты отыграли довольно большую программу (по крайней мере, в сравнении с Serdimontana), состоявшую из песен разных лет.

Пожалуй, главным сюрпризом фестиваля оказалось выступление проекта Sydius. Это творческий псевдоним гитариста Игоря Покатилова, который выступил в формате трио при поддержке баса и барабанов. Sydius исполняют вдохновлённый Фрэнком Заппой энергичный и виртуозный джаз-рок с большой дозой юмора. При этом названия всех без исключения произведения Sydius содержали слово «бабуин». Большинство слушателей посчитало Sydius лучшей группой второго дня фестиваля. И такая оценка в значительной степени заслужена.

В целом можно сказать, что празднование двухлетия фестиваля прошло успешно, хотя нельзя сказать, что мероприятие было аншлаговым. Впрочем, 40-50 человек присутствовало и в первый, и во второй день девятого «Бабуинума». Если учесть невостребованность прогрессив-рока и фьюжна в целом, то это неплохой результат.

Иван РОЗМАИНСКИЙ
Фото — Руслан Собинин, Сергей Горчанинов.

Общее впечатление

3-4 ноября 2018 г.
С.-Петербург, клуб "Котельная"
Бабуинум

Иван Розмаинский

Иван Розмаинский