Moon Far Away «Athanor Eurasia» (2019)
Moon Far Away из Архангельска – из тех музыкальных единиц, что не просто делают музыку, а создают вокруг себя некое пространство, даже целый мир, который интересно изучать и в котором хочется задержаться на чуть большее время, чем длится альбом. Тем более что альбомы эти крайне редки – «Athanor Eurasia» («атанор» – алхимическая печь, очевидно, сплавляющая Восток и Запад) от предыдущего диска, «Minnesang», отделяет целых девять лет. А всего с 1994 года (первая группа на российской готик-сцене!) у Moon Far Away вышло всего пять дисков. За то время константой в команде был мультиинструменталист Алексей Шептунов, он же Count Ash, вокалистки не раз менялись (теперь это Елена Шептунова), ритм-секция же остаётся лишь псевдонимами в буклете, например, на этот раз – Victorion (ударные) и Zhigich (бас). Не сказать, что девять лет с выхода предыдущего альбома группа была в спячке, музыканты исследовали фольклор родного Поморья, подготовили к выпуску для лейбла «Скетис» двойной альбом певицы Александры Кокориной из Устьянского района Архангельской области, что и стало основным импульсом для работы над «Евразией», отодвинувшей на потом «магнум опус» Шептунова, запись «Музыки о полку Игореве».
Перелицовками народных песен для современного слушателя кто только этим не занимается, но предположить такую мотивацию у Moon Far Away было бы, наверное, даже оскорбительно. Просто сам факт – обработки фолк-наследия, начатые ещё на альбоме «Беловодие» (2005), ещё никогда не звучали у группы так нежно, комфортно для слуха, в то же время сохраняя смысл и интонации. От духовного стиха «Два Лазыря» до детской считалки «Оставайся белым, князь» – наследие Поморья завораживает и спустя века.
Особенность этого альбома – в использовании только акустических инструментов. Это большой шаг в сторону от насыщенного синтезаторами звучания прежних работ (например, «Беловодия»), и на первый взгляд диск кажется более скупым на интонации, без прежней исступлённости, духовного горения (сравнить с тот же «И свет во тьме светит» из «Minnesang», написанный по двум строчкам из Евангелия от Иоанна). Но надо просто вслушаться, и «Два Лазыря» или «Напади, роса» покажутся теми ещё триллерами!
Вторая составляющая альбома – песенно-авторская, англо- и русскоязычная, это вещи, в том числе и довольно давнишние, которые не находили места на прошлых дисках группы. «The Blank Flag of the Europe», спетая Шептуновым – отрешённая баллада о закате Европы, в которой инструментал мог бы принадлежать поздней «Оргии Праведников», текст – Ди Курцману, а голос – Мартину Валькиеру, но это личные звуковые ассоциации; более распространены в прессе и самоописаниях сравнения с Dead Can Dance, Death In June и Sol Invictus, именно лидер этой английской неофолк-группы Тони Уэйкфорд поёт на финальном треке «Celebrate», впрочем, его не отличишь от Шептунова. Гостей на диске немало – от барабанщика джаз-ансамбля «Архангельск» Олега Уданова до народных певиц, которых Шептунов записывал в полевых экспедициях. И звуки окружающего мира: в открывающей диск «The Song of the Five Lakes Watermill» звучит, натуральным образом, водяная мельница, в ритме которой бэндлидер услышал джаз, заканчивается же альбом шагами по снегу – Архангельск, побережье Северной Двины. Все пути ведут домой…
…в Евразию? Признаться, от синтеза Европы и Азии ожидаешь немного иных звуков; если Восток на альбоме и есть, он «не делает погоды». (А он есть – так, в треке «Интерсимволизм» звучат записи тибетской ритуальной музыки). Это более близкий синтез – Запада и Севера, где от нас взят фольклор корневой, от Европы – авторский, в понимании «мы – народ, значит, и песни сочиняем народные». Всё это цементируется ключевым для Moon Far Away понятием ритуала. Слово «ритуал» в обиходе приобрело прямо противоположный оттенок (цепочка выученных действий, смысл которых непонятен или утерян, ради известного результата). В определении Алексея Шептунова «ритуал – это приобретение внутреннего опыта, изменение себя». В конкретном случае «Athanor Eurasia» – то, что он работал в Кенозерском национальном парке (том самом, где мельница), защищал диссертацию по духовным стихам Поморья, записывал песни в деревнях, готовил их к изданию, прожил эту музыку вдоль-поперёк-изнутри. А уже потом все эти пляски в полях в странных костюмах и загадочных масках…
Рецензия опубликована в #90
neofolk
Prophecy Productions