Фестиваль «Йоль»: Танцы в «Ночь духов»
25 декабря в клубе «Glastonberry» прошел ежегодный, а в этом году ещё и юбилейный, пятый по счету фолк-фестиваль «Йоль». Впервые на нём работало оба зала, в которых выступило девять музыкальных коллективов. С некоторыми из которых мы уже успели познакомиться в рамках других фолк-концертов. Также в этом году состоялось вручение первой фолк-премии «Золотая Виверна», голосование за претендентов на которую активно шло в группе фестиваля в контакте.
Что же такое Йоль? Это один из самых главных, самых священных и самых могущественных зимних праздников, зародившийся в древние времена. По традиции Йоль длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов». А самый важный момент – это, конечно же, зимнее солнцестояние и самая длинная ночь в году, которая приходится на 21 или 22 декабря, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. По преданиям, в ночь Йоля Великая Богиня-Мать рождает младенца, которому предстоит стать Солнечным Богом. Он умирает каждый Самайн, но на Йоль всегда возрождается вновь. Ведическое Колесо Года — это не только список особых дней в году, привязанных к природным циклам. Это еще и символ возрождения, плодородия, продолжения жизни после смерти. Если Самайн символизирует завершение теплого периода и наступление холодного, а сам праздник связан с темными силами, которые приходят в мир живых в этот период, то Йоль обозначает завершение темного периода и наступление светлого, поэтому и встречать его полагалось с богатыми застольями в кругу близких и друзей.
Итак, с небольшой задержкой фестиваль начался с выступления в Малом зале группы «SlipÉir» («É» тут не признак слетевшего шрифта, а первая буква в слове Éirе – Ирландия, – прим. ред.). Легкая традиционная ирландская музыка – отличное начало для любого праздника. На удивление быстро большинство зрителей подхватили ритмы танца и пустились в пляс, кто в одиночку, кто парами, а кто и хороводы начал водить. Не обошлось и без ирландского вальса. Оно и неудивительно: сложно устоять на месте под веселые песни про беспечных парней и разбойников, виски для Джонни, безответную любовь, и конечно же, ирландские пабы. В этот вечер прозвучали такие вещи, как «Reers», «Louisiana Saturday Night», «Star of the County Down», «Wellerman», «Whiskey Johnny», «Knockdhu» и другие.
В Большом зале в это время, поборов технические неполадки, на сцену готовились выйти музыканты из Тулы YARuGA, обладатели ярких и неподражаемых образов, играющие мистический и шаманский дарк-фолк. Поздравив всех с Йолем, своё выступление традиционно они начали с чтения мантр из своей композиции «Затмение»: «Годан слышит, Годан помнит. Гневный сгинет, Подлый канет». Зал погрузился в легкий транс и отправился в далекое путешествие по разным мирам и потайным уголкам сознания, слушая зов предков, повинуясь воли шамана, преодолевая трудности на драккаре в поисках заветного Карколиста под бой барабанов и звуки Яргвизира. В общем, Яруга представила свою обычную программу, исполнив «Затмение», «В лесу», «Зов», «Шаман», «Ответ», «Яргвизир», «Карколист».
На удивление, всё самое веселое и интересное в этот день происходило в Малом зале. Вот и сейчас там уже вовсю настраивались ребята из The Black Watch. Незнакомая группа с первых же нот влюбила в себя. Их музыка – это жгучая смесь хулиганского панка/ска и шотландских волынок. Образы тоже незамысловатые – черные майки с логотипами, джинсовые жилеты с нашивками и настоящие килты. В группе играют молодые и горячие парни плюс очаровательная скрипачка, настоящие бунтари с хорошим чувством юмора и самоиронии, а жизнеутверждающие тексты – про женщин, пиво и свободу – полностью дополняют их образы. Свое выступление The Black Watch начали с песни «Бей первым!» и, понятное дело, ни о каких хороводах не может быть и речи. На танцполе начался мощный слэм с элементами «стенки на стенку», продолжавшийся все выступление. Затем прозвучали «Абордаж», «Шотландцы», «Малыш Джонни 3 секунды», «Свобода», «Пинта на двоих» и другие не менее зажигательные хиты.
Но пора снова перемещаться в Большой зал, где уже выступала Smorodina Reka, как бы продолжая шаманскую тему, взятую «Яругой». Её стиль можно описать как симфо/дарк/фолк-рок в акустической обработке со скрипкой и шаманским бубном, а также чистым и сильным женским вокалом. Для большей «атмосферности» свет в зале был приглушен, а сцену окутал таинственный туман, чтобы ничто не отвлекало от происходящего на сцене. Стоит отметить, что в это раз звук был настроен великолепно, и хорошо слышно был не только основную вокалистку Александру Сидорову, но и каждого участника коллектива. В этот раз Smorodina Reka выступала с бэк-вокалисткой Александрой Зайпольд, что безусловно положительно отразилось на звучании. Группа порадовала поклонников песнями «Стень», «Древо», «Древнею тропой», «Роза», «Стрела» и другими.
А в Малом зале вовсю уже шло выступление «Оркестра Тролля». Давно хотела их посмотреть вживую. Это сайд-проект Константина «Тролля» Румянцева, фронтмена питерской группы «Тролль Гнет Ель», исполняющей музыку в стиле «пивной фолк». Стилистика этого проекта – «фолк-рок-этно-хумппа-ретро-нео-алко-шансон», т.е. это дико позитивно, весело и, конечно, связано с алкоголем во всех его проявлениях. На сцене развернулось некое действие, в данном случае приуроченное к Йолю и наступающему Новому году, со всеми полагающимися атрибутами – напитками и мандаринками, уютно расположившимися в центре сцены на столике. Костя периодически напоминал зрителям, что реквизит – рабочий, регулярно угощал им гостей и не отказывался выпить сам. В этот раз «Оркестр» представлял собой трио – Костя выступал в сопровождении тубы и аккордеона. Начали они выступление с песни «Водка» (кавер на развеселых финских троллей «Korpiklaani»), затем, «позабыв про ипотеку и забив на фонотеку», выпили за «Винотеку». Следом была лирическая баллада, под которую даже фонарики зажгли – «Горсть морошки для Санты». В продолжении новогодней темы под звуки «Ламбады» питерские гости угостили гостей своими «фирменными» алкомандаринками. Гостинцы пришлись по вкусу, и сетка с ними быстро опустела. Настроение в зале явно повышалось, как и градус на сцене и вокруг неё. Как и полагается на праздниках, поели-попили, пора поплясать. «Водоканал» – отличный кавер на «Громыку», посвящение всем коммунальщикам, которые, по классике, в самый ответственный момент всех н**. «Водоканал – воды нЕ дал, водоканал воды не дАл». Отсюда и вытекает следующая шикарная песня «Женщина, я не танцую!», хотя там причина немного в другом, но одно не исключает второго. Что может быть сильнее мужской дружбы? Пожалуй, ничего. «Пятикрылый» – как раз повествует об этом. Выступление сопровождалось шутками, тостами и чоканьем со зрителями. Ну а перед финальной песней грешно было не выпить. «Пока часы 12 бьют» – надо ещё успеть и загадать желание! Да-да, это была та самая всем известная песня из фильма «Чародеи» в оригинальной обработке – по-настоящему бодрая, позитивная и новогодняя! «ОркестрЪ Тролля» в этот вечер определенно был моим фаворитом.
Наконец, получилось немного перевести дух и походить по ярмарке мастеров, которая в этом году всё так же радовала яркими изделиями и заряжала позитивом. На неё были представлены различные украшения из металла, камней и перьев, изделия из кожи и полимерной глины, волшебные свечки и ароматные чаи, керамические кружки и елочные украшения ручной работы, диски и разнообразная атрибутика фестиваля и выступающих групп.
На сцену Большого зала вышла группа из Архангельска «Moon Far Away». И они были «в образе» – в своеобразных накидках, сделанных из льна и мешковины. Если честно, я не очень поняла их творчество, поэтому особо писать не буду. Вдобавок ко всему, на сцене почти всё время было довольно темно и очень много дыма, от которого уже не только першило в горле, но и начали слезиться глаза. Как написано на официальной странице MFA, они «являются не только самым известным в мире и России музыкальным коллективом из города на Белом море, формацией, выведшей древний фольклор Поморья на уровень глобальной world music и неофолк-сцены, но и проектом, обогащающим актуальную музыкальную культуру новыми формальными находками с каждым новым своим альбомом». Свою историю группа ведёт с 1997 года и выпустила семь полноформатных альбомов, несколько синглов и ЕР. Кроме этого, она успела отыграть на множестве фестивалей не только на территории России, но и за ее пределами – в Германии, Польше и Литве. На фестивале были исполнены «Не вели ветры», «Мама Русь», «Ты Взойди Красно Солнышко» и другие песни.
Тем временем праздник подходил к концу, и на сцену Малого зала вышла сама хозяйка вечера, Ольга Кондрусь со своей группой «Оля и домовые». Мы в очередной раз вместе с ней прошли по тропинкам волшебного леса, ориентируясь на свет костра, наслаждаясь запахом трав и красотой маковых полей. Стиль «Домовых» можно назвать удивительным сочетанием арт- и фолк-рока. Своё выступление они начали с песни «Чернокрылая», которая недавно вышла в виде сингла, а еще на неё был снят душевный клип. Затем были «Маки» с дебютного альбома и «Костер». А следующую песню, как говорит Ольга, она с удовольствием бы спела с Валерием Кипеловым – «Полет». А почему бы и нет? Чем Йоль не шутит?
В этот раз выступление «Оли и домовых» было дополнено восточными танцами, что гармонично сочеталось с их музыкой. На «Колыбельной Луны» одним из атрибутов танцовщиц стал хрустальный шар, которым они мастерски владели, а на финальном «Малахитовом цветке» вместе с ними пел и плясал весь танцпол. Не обошлось и без доброй и красивой традиции, когда на песне «Море» каждый зритель получал бумажный кораблик с пожеланиями от группы, который нельзя было разворачивать до конца песни. И они покачивались вместе с зажженными фонариками на импровизированных волнах из рук участников флэшмоба. Со стороны это выглядит очень трогательно. И ещё, хоть с опозданием, но поздравим ещё раз Юрия Митюнина, гитариста группы «Оля и Домовые», у которого в этот день был день рождения.
Это было финальное выступление в Малом зале, оставшиеся две группы уже выступали в Большом, куда я и поспешила переместиться.
Группа из Ижевска «Сны Саламандры» не так давно приезжала в столицу с презентацией нового альбома «Перевернутый лес». Как и у большинства фолк-коллективов, в основе их текстов лежат сказки, легенды и предания, умело обрамлённые звуками кельтской арфы и скрипки. Праздничный сет-лист включил в себя все самое любимое зрителями за всю историю группы, но большая часть песен была из последнего альбома. Хотя группы сильно отставали от графика, и сет-листы сокращались, «Сны Саламандры» умудрились не только отыграть всю запланированную программу, но и выйти на бис. Неудивительно, ведь так горячо в этот вечер, пожалуй, не принимали никого. Начала группа с песни «Кузнец», в которой вокалистка Валерия Хорриган играла на арфе, что очень сильно напоминало «Мельницу». И снова на сцене не было флейтистки Дианы Гареевой… Следом прозвучала бодренькая «Пир во время чумы», далее череда баллад – «Река забвения», «Матушка», «Пряха», «Дезертир» во время которых влюбленные парочки покачивались в такт музыке или просто танцевали. Чтобы немножко взбодрить зал, группа исполнила сказочную песню про несчастную принцессу «In Vino Veritas». Кто бы спорил… Не сбавляя темпа, в продолжении мифологической темы сыграли «Лорелею». И снова медляк, «Костры», под который в зале зажглись фонарики. Красивым завершением выступления стала песня «С корабля на бал» с нового сингла, вышедшего этой осенью.
Пока хедлайнеры фестиваля готовились к выходу, настало время для награждения победителей первой фолк-премии «Золотая Виверна». Голосование было открытым и проходило в четырех номинациях:
— Лучший альбом года
— Лучший клип года
— Лучшая песня года
— Открытие года.
В каждой номинации жюри предложило свои варианты, а все, кто голосовал, могли дополнить список. Главное, чтобы клип/песня/альбом были именно 2022 года. Членами жюри были известные музыканты и организаторы фолк-фестивалей: Ольга Кондрусь, Робер Артуа, Александр Покореев, Иван Кулагин, Станислав Дроздов, Константин Румянцев и другие. Бесспорными победителями во всех четырех номинациях стала группа из Липецка Helvegen, с чем её и поздравляем! В качестве приза ребята получили чеканные монеты на сумму 8 000 рублей от таверны «Дядя Геральт», месяц работы двух таргетологов и маркетологов для продвижения своего творчества, а также фирменную атрибутику концертного агентства «Колесо Года».
Хотя Helvegen и довольно молодая группа, она постоянно присутствует в «Чартовой Дюжине» «Нашего Радио». Звучат песни группы и на других радиостанциях. Cтиль Helvegen – «киберфолк», сочетающий в себе традиционный фолк-рок с элементами современного металла и рэпа и с добавлением скандинавских и славянских инструментов. Песни о любви и о родине притянули в своё племя много тематической молодежи. Давно я не видела на концертах бритоголовых ребят в подвернутых джинсах и с прочими атрибутами стиля… Helvegen – желанные гости на любых фестивалях. В конце ушедшего года в группе произошла смена вокалисток, и место Насти заняла Женя, что никоим образом не отразилось на качестве звучания. Выступление музыканты из Липецка начали с опозданием на час с лишним, поэтому удалось посмотреть лишь несколько песен, чтобы успеть доехать до дома, но в зале оставалось ещё довольно много зрителей. В сете были собраны все любимые и узнаваемые с первых нот песни: «Набег», «К белым берегам», «Былинный берег», «Вервульф», «Фрейя», «Слава роду» и другие.
Все хорошее рано или поздно заканчивается. Вот и подошёл к концу веселый праздник «Йоль». Выражаю благодарность команде концертного агентства «Колесо года» за предоставленную аккредитацию и поздравляю их с успешным юбилейным «Йолем»! Так держать! Увидимся на следующих концертах!
Текст и фото – Наталья БОНДАРЕВА
Все фото —
Фестиваль "Йоль"-2022
25.12.2022, Москва, клуб Glastonberry Фото - Наталья Бондарева...
Или https://vk.com/album-2548741_291401474
25 декабря 2022 г.
Москва, клуб Glastonberry