«Мельница» «Химера» (2016)
CD показательно начинается со звука иглы, опускающейся на виниловый диск. Это точно описывает дух записи, в которой ищется и находится гармония между современностью и ностальгией. Альбом – продолжение, вторая часть одной подборки песен Хелависы и Ко. Первая появилась в прошлом году, это был релиз «Алхимия», о нём мы уже писали. Между дисками обнаруживается немало и сходств, и отличий, и взаимных влияний. «Химера» фолковей, последовательней, логичней, в ней нет показной напористости, боевитых попыток звучать, как стадионная группа, иногда мешавших воспринимать команду именно как «Мельницу». Конечно, альбом «Химера» не тих и не камерен, однако он получился мелодичней и загадочней предшественника. Это ощущение формируется не количеством тайн и загадок, а неторопливой интонацией.
Соответствующая актуальному времени года напевная и ритмичная «Любовь во время зимы» и «Волчья луна» – вещи, которые запоминаются сразу, явные хиты альбома. Не обойдём вниманием, конечно, участие в песне «Чёрный дрозд» Бориса Борисовича Гребенщикова. Он грозен, хрипл и продолжает тему блестящих «специальных гостей» – на предыдущем альбоме в этой роли выступал Эдмунд Шклярский («Пикник»). Эти три песни выделяются точностью стиля и завершённостью замысла, они представляются музыкальным центром альбома. Добавим к этому списку «хайлайтов» и финальную героическую балладу «Список кораблей».
Наталья О’Шей почти всё время ровна и спокойна, нет ни педалирования трагедии, ни особой усмешки в её интонациях. Для донесения нюансов ей не нужны игры голосом, рассказ, легенда – жанры «Мельницы» не предполагают дополнительной эмоциональности. Пожалуй, из сегодняшнего поколения рок-звёзд только Хелависа благодаря образности текстов приближается к работам БГ, хотя и не достигает кристальной ясности мэтра в обрисовке не всем понятных образов.
Оформление бокса, в который упакован новый альбом, неслучайно – предыдущий диск «Алхимия» лежал в коробке такого же нестандартного размера. Вторая часть диптиха, конечно, радость для коллекционера: альбомы объединяет не только «подарочность», но и сквозные герои – Тристан и Изольда, Экзюпери, ангел-военный, инопланетные оборотни, демоны-диджеи и, по словам Хелависы, «музыкальные решения, струнный квартет, специфический строй гитары».
Несколько смущает лишь название релиза, означающее нечто кажущееся, несбыточное, ошибочное: каких-то конкретных аллюзий на это слово в альбоме не нашлось, не любовь же группа считает химерой, а? Но что «греет» в работах «Мельницы» – так это осознанность, понимание того, что говорится и зачем делается. И, конечно, убедительная манера Хелависы – которая каждым словом и каждой нотой утверждает факт, что она уверенно расположилась среди лидеров российской рок-музыки, и это произошло не вдруг, а всерьёз и надолго.
folk rock 8/10
"Навигатор Records"