Yury Markin/Alexey Kruglov/Arkady Shilkloper «On а Large Scale» (2017)
Январь 20, 2018
Александр В. Волков (185 статей)
Поделиться

Yury Markin/Alexey Kruglov/Arkady Shilkloper «On а Large Scale» (2017)

Джаз прошёл в своей истории понятный и логичный путь. В частности, в середине прошлого века от развлекательности и танцевальности он перешёл к периоду «серьёзности» и прогрессивности, попыткам сплавить различные жанры. Слияние джазовой и академической музыки назвали «третьим течением», и альбом «On a Large Scale» («Крупный масштаб») сделан именно в этой эстетике. Автор музыки, Юрий Иванович Маркин, входит в число отечественных музыкантов, которые понимают джазовую и академическую музыку как единый вектор культуры. В одном ряду с ним стоят такие мастера, как Юрий Чугунов и Герман Лукьянов.

Альбом звучит стройно и активно – как попытка «рассказать Чайковскому» джазовые новости. Он – золотая середина дискографии саксофониста и бэнд-лидера Алексея Круглова. Его записи бывают коллекциями сверхчувственных фри-экспериментов, бывают классичны, а «On а Large Scale» – точка равновесия между этими полюсами.
Школа фри и модерн-джаза, пройденная солистами «Круглого бэнда», позволяет оркестру звучать с ощущением новой свободы. Первый в трек-листе «Концерт для трубы» демонстрирует позитивную строгость. Вторая – «Симфония №2 Памяти Юрия Саульского» – звучит легко и духоподъёмно. Это самая «бигбэндовая» вещь альбома – оркестр словно разворачивает богатство звуковой палитры. Выделяются тромбон Максима Пиганова и бас-кларнет Олега Грымова в части с интересным для симфонии названием «Rock Tango». Второй диск начинает «Концертино для валторны», посвящённое Аркадию Шилклоперу, который его и исполняет. Его инструмент распевен и ироничен. Затем идёт «Концерт для тенор-саксофона» (солист Олег Грымов), в котором запомнилась поэтичная «Часть III. Allegro», и «Концерт для фортепиано» – «разговор» композитора Юрия Маркина и пианиста Алексея Наджарова.
Биг-бэнд – большой джазовый оркестр с практически безгранично развивающимся акустическим звучанием и сложными аранжировками – пал жертвой электронной революции. Цивилизация решила, что ей не нужны дорогостоящие коллективы самолюбивых и эпатажных ярких солистов. Ведь всё может сыграть ящик с проводами и лампочками! Ящик и правда «сыграл», но стало как-то смертельно скучно, да и электронных «оркестров» что-то не появилось – жанр провалился в авангард.
Эти мысли приходят при слушании альбома Юрия Маркина. Сравнивать эту запись надо с работой таких звёзд, как Стен Кентон. Американец мастер прогрессивного джаза был, пожалуй, позавёрнутей, но «Крупный масштаб» успешно создаёт ощущение единого пространства, саунд бэнда словно изгибается, и, как живое существо, следует за развитием музыки. Возвышенность симфо-джазового оркестра плюс энергия молодых, но уже бывалых музыкантов в итоге решают задачи не просто музыкальные, но отвечают вызову, необходимости времени – соединяют жанры и времена, техники и психологии.

InRock
7 из 10
Общее впечатление

progressive jazz 7/10
Fancy Music

7

Рекомендовано к прослушиванию
Александр В. Волков

Александр В. Волков