Mark Knopfler/Evelyn Glennie «Altamira» (2016)
Прозрачный и медитативный саундтрек к трагическому фильму о любви, тумане и душах бизонов. Альтамира – это пещера в Испании с полихромной наскальной живописью эпохи верхнего палеолита. В фильме девятилетняя Мария узнаёт, что её отец-археолог обнаружил искусство пещер Альтамиры. Церковь, академики, собственная жена не верят археологу, он оказывается под ударами клеветы. Только дочь верит учёному, а когда он умирает, находятся и подтверждения его правоты. Сейчас пещера – реальная достопримечательность, её закрывают, спасая рисунки от плесени, открывают – и выстраиваются очереди на месяцы вперед. В общем, история за гранью романтики и мечты – раздолье для творческой фантазии.
Главный на альбоме – Марк Нопфлер (Dire Straits), мастер глубокомысленных гитарных переборов, чего-то задумчивого и интровертного, что он доказывал и на совместных проектах – например, с Эммилу Харрис и Четом Эткинсом. Эвелин Гленни – тонкий музыкант высшей лиги, знаменитая исполнительница на ударных инструментах (на альбоме главная её забота – маримба), Кавалер ордена Британской Империи. Она работала с Бьорк, она великолепно импровизирует, словно достаёт волшебные звуки из воздуха. Есть и ещё один музыкант, не вынесенный в заглавие проекта – «всего лишь» сопродюсер и клавишник Гай Флетчер, поигравший с Cockney Rebel, Roxy Music (на альбоме «Avalon»), а затем – с Dire Straits.
Альбом полон стремления осознать американскую историю как нечто древнее, почувствовать себя наследниками духа земли. Это мечта о потерянном континенте, об Америке до прихода европейцев. В мистической «Dream Of The Bison» и в «Farewell To The Bison» (обе «бизоньи» темы, кстати, написаны Эвелин) альбом сваливается в лёгкий индастриал и авангард. Порой музыканты поднимаются до уровня оркестровой поп-классики, расцвечивая звук флейтой и виолончелью. Аскетичный набор инструментов позволяет играть особую разновидность world music, связанную с мифами о прериях, бизонах, индейцах и прочей американской протоисторической экзотикой.
Нопфлер, кажется, хочет доказать, что его слава с Dire Straits – не то чтобы ошибка, но творческое недоразумение. Хотя такие «грехи», подкосившие музыкальную цивилизацию, как открытие MTV и первый в истории рока релиз на компакт-диске, «отмыть» с биографии вряд ли возможно. Доказать свою значимость полновесно и полнозвучно ему не очень-то удаётся, работы получаются великолепными и профессиональными, но чаще без искры волшебства. По большому же счёту, альбом это подтверждает – Марк не великий, но суперзвёздный, чрезвычайно организованный и правильно ориентированный музыкант. Альбом «Altamira» ожидаемо интровертен и созерцателен, в нём нет философий и умствований. Он словно взгляд в тёмное окно на идущий уже неделю дождь, он ни о чём не рассказывает, но строит вокруг Вселенную – особую, огромную и бездонную.
soundtrack/instrumental 8/10
Mercury/Universal
Рецензия опубликована в InRock #76