Пол Гилберт: Американский шред на позитиве
Сентябрь 23, 2019
Владимир Михайлов (118 статей)
Поделиться

Пол Гилберт: Американский шред на позитиве

Сразу признаюсь, что не являюсь фанатом или уж таким ярым поклонником Пола Гилберта, хотя талант его, безусловно, уважаю. К чему я это? А к тому, что дальше будет исключительно небольшая заметка о состоявшемся 13 сентября в Arbat Hall концерте гитарного гения. И никакой аналитики с придыханием, уж не обессудьте.

Итак, американский гитарист-виртуоз Пол Гилберт посетил Россию с программой нового альбома «Behold Electric Guitar». Концерт начался внезапно. Никакого разогрева. Музыканты вышли на сцену и жахнули первоклассный рок, вобравший в себя джаз, фанк и, конечно же, шред. В общем, то, что надо для гитаристов и любителей часами смотреть, как пальцы мастера порхают по грифу. К счастью, для нас, простых смертных меломанов, у Пола Гилберта есть и что послушать. Композиции его драйвовы, выверены, но с хорошей «левой нотой», которая всегда оживляет инструментальную конструкцию.

Не знаю, как выразиться точнее, но эта самая «левая нота» присутствует у Пола Гилберта и визуально. Во всяком случае, перед российскими поклонниками он предстал в костюме с галстуком, небритый и в очках. Не гитарный герой, а какой-то чокнутый профессор. Его мимика и жестикуляция лишь добавляли ощущения, что ты находишься на лекции очень увлеченного своим делом ученого. Впрочем, так и есть на самом деле. Пол – по-настоящему увлечен гитарой и, что греха таить, профессор в деле гитарного мастерства.

Хотя позволю себе побурчать немного: слишком много мажора, слишком много позитива. В как-то момент композиции Пола для меня слились в один бесконечный трек, просто-таки пропитанный чисто американской политкорректной улыбкой, когда у тебя на людях все ОК. Сказалась нехватка других эмоций.

Очнулся я, когда Пол начал играть кавер-версии. Причем не инструментальных композиций, а… песен. Вокальную мелодию Гилберт виртуозно исполнял слайдом. Kansas, Van Halen, The Beatles, U2, Led Zeppelin, Rainbow. Шикарно, нечего сказать. Подпевая слайду Пола, я даже немного охрип. Завершилось выступление гитариста двумя авторскими композициями, которые замечательно зашли после «Still I’m Sad».

Сет-лист: Blues for Rabbit, Havin’ It, Green-Tinted Sixties Mind (Mr. Big), Gonna Fly Now, Let That Battery Die, Everywhere That Mary Went, Sir You Need to Calm Down, I Own a Building, A Herd of Turtles, Every Snare Drum, Carry On Wayward Son / Runnin’ With the Devil / While My Guitar Gently Weeps / Whole Lotta Love / Pride (In the Name of Love), Still I’m Sad (The Yardbirds), Things Can Walk to You, Love Is the Saddest Thing.

Владимир МИХАЙЛОВ
Фото – Владимир Импалер.
Благодарим Марину Шильникову (Spika Concerts) за аккредитацию.


Пол Гилберт: Батарейки для кролика

Кажется, надо всё-таки что-то добавить. Пол Гилберт известен широкой публике как гитарист мелодик-роковой группы Mr. Big, а не столь широкой – но тоже заметной – как виртуоз-шреддер, автор множества диковинных трюков и впечатляющих «запилов». Как сольный артист Пол приехал в Москву в третий раз, до этого были выступления в клубе «Москва» в 2013 году и в «Вольте» в 2016-м.

 Нынешняя площадка, зал «Arbat Hall», по сравнению с этими залами в полтора-раза больше и несколько неуютнее, хотя на звук и на площадку как таковую нет причин жаловаться. Все уместились, довольно плотно, хоть и без такого аншлага, какой был на весеннем шоу Аксель Руди Пелла здесь же. Надо отдать должное Полу – все его приезды непохожи друг на друга. В 2013-м он приезжал с квартетом, где на клавишных играла его прелестная супруга Эми, и в программе было много песен, много каверов, в том числе таких неожиданных, как Chicago и «Турецкого рондо», и непременных типа «To Be With You» Mr. Big и одной из «нетленок» шреда «Technical Difficulties», чисто музыкантских шуток типа обмена инструментами… Такой формат пришёлся по вкусу не всем… В следующий раз было ортодоксальное гитарное трио, которое радовало народ теми же «Technical Difficulties», хендриксовским «Little Wing» и прочим. На этот раз Пол привёз с собой квартет – кроме него, это басист Тиммер Блэйкли, клавишник Эшер Фулеро и барабанщик Билл Рэй, все американцы, все люди малознаменитые, но как инструменталисты находятся на должном уровне.

Перед началом концерта из фотопита был виден наклеенный на сцене сетлист. «Ничего из того, что я люблю», – огорчилась девушка-фотограф по соседству. Да, в этот приезд Гилберт подошёл к сет-листу радикально – целых 10 (из 12) вещей с нового альбома «Behold Electric Guitar», только традиционное «медли» из рок-хитов осталось на месте. Пол по-настоящему верит в свой материал, и это заслуживает уважения. И без игры электродрелью как-то обошлось. Возможно, чтение стихов под гитару (см. дальше) показалось Полу ещё более экстремальным трюком.

Концерт начался в 20:30, на поклоны музыканты вышли в 22:20, но два часа почти полностью инструментальной музыки не показались затянутыми, перегруженными чисто техническими фокусами. Почему? Потому что Пол Гилберт – из тех гитаристов (другой пример – Джо Сатриани), кто не выдумывает фразы, не «высекает» риффы, а прежде всего сочиняет песни. Правда, фэны не очень принимают его песенное проявление, да и сам Пол признаёт, что голос у него не так хорош, как звучание гитары. Но за каждой (ну, по крайней мере, множеством) его песен стоит вокальная мелодия. И на концерте Гилберт показывал и объяснял, как рождаются его вещи. Хотя нет, сначала – объявлял её тональность, сопровождая нужным аккордом, а потом уже объяснял. «Как-то один человек показывал мне свой дом, он был так горд им, что я, придя домой, написал песню о нём», – рассказывал Пол. И начал петь: «I own a building, and it feels so good to own a building, an extension of my life…» Тут он перестаёт напевать и продолжает мелодию на гитаре. Потом объясняет, что одним куплетом вещь не ограничивется, есть ещё «безумный» аккорд в начале (играет последовательность нот), фьюжновый переход к главной теме (тоже играет). А потом – всё вместе! И начинается композиция. Так что слушатели получили сразу и концерт, и мастер-класс…

А бывает так, что у Пола вдруг сочиняется не рифф, не песня, а… поэма. Стихотворение то бишь. «Это одна из самых безумных вещей, что я сделал. Первый раз в жизни сочинил поэму. Что с ней делать? А ещё у меня был хороший, «дымящийся» фанк-рифф, – говорит он и наигрывает его для примера. Потом подключаются клавишные, ударные и звучит «Herd of Turtles» эта, действительно, нетипичная для гитарного шреда вещь. «Я увидел стареющего музыканта, который уставился на меня из зеркала / Я спросил, почему он до сих пор играет / Но он будто и не услышал / Показал на свой лоб и широко улыбнулся / Я слушаю ту музыку, что звучит внутри меня… / Я чувствую её, я верю в неё, я следую своей безумной мечте / Надеюсь, вы меня поймете!» Конечно, поймём.

При всех восторгах, вынужден сказать, что этот концерт Пола Гилберта вызвал двойственные чувства. Нет, всё было прекрасно и по музыке, и по саунду, Пол был открыт и душевен, бэнд достойно его поддерживал, а гитарный саунд и фразировка трогали, что называется, до мурашек… Мало кто сейчас может по-настоящему, по-блэкморовски сыграть «Still I’m Sad»! Хотя, может, в противопоставлении ультимативной рок-классики и нового, ещё не расслушанного репертуара Гилберта была ошибка, то, что знаешь наизусть, и отклик вызывает более сильный…

И есть у Гилберта и внешне, и внутренне какая-то усталость. Может, этот надлом – следствие трагических событий в Mr.Big, а может, просто идут годы, и трудно по-прежнему играть в озорного юношу-весельчака, извлекать, как фокусник из шляпы, свои вечные «гитарные приколы». Сегодняшний Гилберт – усталый, небритый, седоватый, какой-то нескладный, он мечется по сцене, будто не находит своего места. И то, что вещи его мажорны и оптимистичны – может, это не следствие, а, так сказать, целеполагание?..

После «Still I’m Sad» Пол решил «раскрыть карты» перед публикой. «Сейчас мы бы сделали вид, что шоу окончено, попрощались, вы бы начали хлопать, мы бы подождали немножко и сырали ещё пару песен. Давайте мы просто останемся здесь и будем дальше играть». Прозвучали опять-таки новые «Things Can Walk to You» и «Love is the Saddest Thing». «Это была самая грустная вещь из тех, что я сочинил, но потом я поменял музыку, и она стала совсем не грустной», – прокомментировал Пол.

А дальше получилось странно. В зале включили свет, зазвучала фоновая музыка, публика стала потихоньку расходиться… и только потом, из обсуждения в сети, нам стало известно, что Пол Гилберт вышел-таки на бис и сыграл «хендриксовскую» «Red House» – первую за вечер, где он дал себе волю попеть как следует в микрофон. Что ж, будет урок – от Гилберта можно всякого ожидать! В следующий раз будем начеку.

Владимир ИМПАЛЕР

Весь фоторепортаж с концерта:

и https://vk.com/album2483887_265686082

Общее впечатление

13 сентября 2019 г.
Москва, клуб "Arbat Hall"
Spika Concerts

Владимир Михайлов

Владимир Михайлов