Marillion «Sounds That Can’t Be Made» (2012)
Ноябрь 13, 2012
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Marillion «Sounds That Can’t Be Made» (2012)

progressive rock 7/10
Edel/»Союз Music»

Новый альбом Marillion – словно мираж в пустыне. Издалека видится целый мир, где глубокая печаль соседствует со светлой грустью, но только захочешь окунуться в него, насладиться тонкой работой ритм-секции, ажурными переливами клавиш и предельно эмоциональной гитарой, а также взгрустнуть под нарративный вокал, как… раз – и музыка ускользает от тебя. И чем дольше не можешь подобрать ключик к этой двери, тем чаще начинаешь подозревать — а не нарисована ли она на стене?..
Но дорогу осилит идущий. Преданному поклоннику группы не грех потратить время и силы, чтобы понять новую работу музыкантов, а также сформировать свое к ней отношение.
Итак «Sounds That Can’t Be Made» – уже 16-й альбом Marillion и 12-й – со Стивом Хогартом у микрофона. Диск стартует с 17-минутной вещи «Gaza», в которой первые 8 минут музыканты стараются заинтриговать нас чередованием жестких (по меркам Marillion) риффов, мечтательных проигрышей и восточных мотивов. Но по-настоящему гордо, мощно и проникновенно композиция звучит, лишь перевалив отметку в 10 минут. Тогда же Стив Ротери продемонстрирует, что еще не разучился сочинять потрясающие по гармоничности соло и исполнять их в своем пронзительно-щемящем стиле. Одним словом, несмотря на несколько безликое и однообразное начало, к композиции хочется возвращаться из-за прекрасной концовки с характерным для «Мариллион» нагнетанием страстей.
Следующая, титульная композиция «Sounds That Can’t Be Made», решенная в темпе чуть выше среднего (что для позднего Marillion очень даже динамично), без всяких скидок прекрасна. Без сомнения, это самая яркая, образная и целостная композиция диска. Здесь не найти общих мест и необоснованных длиннот. Уверенно и четко пульсируют струнные, изящно перекликаются клавишные и гитара, предельно уместна монотонно-повествовательная вокальная партия. Плюс изумительное клавишное соло Марка Келли, которыми он нас ой как долго не баловал, и не менее вдохновенный гитарный рефрен Стива Ротери. Песню «Sounds That Can’t Be Made» хочется слушать вновь и вновь.
Третий трек «Pour My Love» — вполне себе милая баллада, не без банальностей, но и лишенная ставшего отличительной чертой позднего Marillion уныния. Интересно, что многие поклонники группы не оценили эту спокойную светлую песню по достоинству, посчитав, что она нивелирует эмоциональную динамику двух первых композиций. Не соглашусь. Учитывая тот факт, что затем нас ждет шестиминутный боевик, небольшой отдых в виде «Pour My Love» просто необходим. Кроме того, в ней вновь блистает Стив Ротери. Поставим ему очередной жирный плюс за прекрасное во всех отношениях соло и перейдем, наконец, к «Power».
Впрочем, сказать о ней будет особенно нечего. «Power» – пример мелодического и эмоционального однообразия, а также яркое доказательство того, каким занудным порой бывает Стив Хогарт, если его не сдерживать.
Следующая – «Montréal» – более интересна. И пускай приглушенное, мечтательно-дремотное вступление чрезвычайно размыто, а четко оформленные темы появляются лишь на пятой минуте, но что это за темы! Браво, и еще раз браво! Драматизм и мелодизм, выпуклость рефренов, удачные аранжировки, наконец, очередное блестящее соло от Ротери… Главное — не уснуть в начале!
Шестой трек, «Invisible Ink» – более динамичный двоюродный брат «Pour My Love». Седьмой – «Lucky Man» – вызывает ассоциации с уже звучавшей «Power», но решен в более позитивном ключе.
Для финала альбома трудно было бы найти более характерную песню, чем «The Sky Above the Rain». Вобрав в себя все основные черты «Sounds That Can’t Be Made», она балансирует на грани занудного ремесленничества и вдохновенного творчества. В ней хватает общих мест и ярких проигрышей, образных мелодий и невнятных рефренов. Впрочем, со временем в этом, на первый взгляд, довольно бессистемном чередовании света и тени начинаешь находить свой смысл…
…В заключение хотелось бы несколько абстрагироваться от песен и оценить «Sounds That Can’t Be Made» в контексте позднего творчества Marillion. Вывод напрашивается один: не обладая хитовостью и гармоничностью «Marbles» (2004), а также глубиной проработки музыкальных текстур и панорамностью «Happiness is the Road» (2008), новая работа группы рискует стать на одну ступеньку с диском «Somewhere Else» (2007). Поклонники по праву недолюбливают последний из-за его неоднородности, «общих мест» и незапоминающихся композиций.
P.S. Интересно, что живое исполнение свежего материала на альбоме «Sounds Live» (2012) раскрывает песни с новой стороны и нивелирует большинство их недостатков. Более всего ощутим контраст на «Gaza» – в концертном варианте она обретет целостность и глубину, которой музыканты не смогли достичь в студии.

Владимир Импалер

Владимир Импалер