Оттопыренность
Сентябрь 17, 2014
Владимир Импалер (1135 статей)
Поделиться

Оттопыренность

Маргарита Пушкина «Оттопыренность»

Москва, 2014, ИП Галин А.В., 416 стр.

Когда Маргарите Анатольевне Пушкиной наскучивает ее основная роль, по ее собственному определению, «словоукладчицы» — то есть автора текстов отечественных хэви-метал-групп, она надевает крылья – разумеется, кожаные и перепончатые, – и воспаряет ввысь. Так рождаются рассказы, байки, эссе, размышления, стихи – всё, что не нашло (или пока еще не нашло) своего места на альбомах «Арии» сотоварищи. Иногда она делает обратный маневр и придумывает для фэнов металла какую-нибудь историю по мотивам песен, чтобы они, наконец, поняли, кто такая Жанна (много их на свете), где есть замок Каркассон, земной и небесный, что за птица такая – Феникс, какими словами приветствовала гиена смерть императора и многое, многое другое. Или приоткрывает завесу над «творческой мастерской» в своей голове, вспоминая черновики «арийских» песен и те работы, что так и не состоялись. Иногда ей хочется похулиганить – вызвать, к примеру, дух Джима Моррисона и нарядить его «колхозником рок-н-ролла», или отправить Армена Григоряна на встречу с призраками. А иногда – просто рассказать грустную сказку на ночь, как в «Фантазии латиноамериканского ветра». Эта сказка сделала бы честь и Урсуле ле Гуин…
Материал собран по известному рок-н-ролльному принципу: что-то новое, что-то старое, что-то странное. Часть историй были в предыдущих книжках, некоторые, в том числе «Визит», тот самый фэнфик про Джимма Моррисона и туннель на тот свет, поэтесса озвучила собственным голосом на аудиокниге «Берег, которого нет». Хотя читать эту историю на бумаге всё же как-то естественнее.
«Почувствуй вибрацию слова, вибрацию, а не смысл!», – говорит Пушкина на первых же страницах. Ирония над метал-фэнами, ищущими во всём глубину и значение? Может быть, но и не только. В ее стихах действительно уже есть вибрация, мелодия и ритм; читая их, чуть завидуешь тем счастливым рокерам, которые когда-нибудь положат эти строчки на музыку. В прозе – сложней. Пушкина пишет замысловато, убористо, наслаивая образы друг на друга, и порой, особенно в титульном рассказе «Оттопыренность», разобраться в этом сплетении сложновато. Вот, например: «Легендарная лампочка Ильича, похоже, вступала в стадию агонии по воле ненасытных утроб владеющих некогда народным огнем новых богов». Или: «На щитке у вечно температурящего от революционной лихорадки монстра модерново нарисован Генри Роллинз с фраерскими усиками и в купальных трусах в полоску». Действие же напоминает родительскую сказку на ночь, которую придумывают на ходу: одни герои исчезают, на ходу возникают новые, сюжет бежит зигзагом, а концовку заменяет сладкий сон. Исключение из стиля – уже знакомый рассказ «Мраморный ангел» и пушкинская эссеистика. Вам же хочется узнать ее мнение о «Гарри Поттере» и волшебнике Дамблдоре?..
И две странности напоследок. Первая – неловкие эксперименты с фильтрами «Фотошопа» на цветной вкладке. Второе – в одном из стихов Пушкина напророчила аннексию Крыма. Эх, Маргарита Анатольевна, ваши бы сверхспособности да в мирных целях…

Владимир Импалер

Владимир Импалер