Leprous «Coal» (2013)
Декабрь 4, 2013
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Leprous «Coal» (2013)

heavy prog/extreme metal 7/10
Inside Out

Вы интересуетесь как экстремальными ветвями металла, так и прогрессив-роком, и при этом еще не слышали новейший альбом «Coal» группы Leprous? Тогда перестаньте смахивать на идиота! И начните смахивать в другую сторону, то есть, срочно послушайте этот альбом!
«Coal» – четвертый (если учитывать демо «Aeolia» 2006 года) долгоиграющий студийный альбом норвежского коллектива Leprous, играющего тяжелый прогрессив. Стиль группы не имеет почти ничего общего с Dream Theater. Одновременно, это уже второй релиз ансамбля на культовом лейбле Inside Out (первым на этом лейбле был «Bilateral» (2011), лучший у группы). При этом ведущие музыканты Leprous – вокалист/клавишник Эйнар Сольберг и гитарист Тор Оддмунд Сурке – начинали свою карьеру, сотрудничая с легендой норвежского экстремального металла Ihsahn. А сейчас, по свидетельству знающих людей, Leprous нередко выступает как аккомпанирующий состав на концертах Insahn.
Музыку Leprous трудно классифицировать, что не может не радовать. Как уже было сказано, с Dream Theater почти ничего общего нет. Сложные композиции, очень красивые и одновременно печальные вокальные партии, спетые высоким голосом, небанальные «линии» бэк-вокала, весьма большая событийность музыки, естественно, тяжелые гитары и атмосферные клавиши, навороченная ритм-секция и вообще высочайший уровень исполнительского мастерства, общее гнетущее настроение. Это такой «северный интеллектуальный металл», одновременно очень изысканный и очень грустный, местами агрессивный и более чем депрессивный. Не случайно альбом «Coal» кто-то из музыкантов группы охарактеризовал эпитетом «severe», причем с каждым прослушиванием открываются какие-то новые оттенки указанной «суровости». Особенно показателен в этом плане третий по счету трек – титульный: он как будто погружает в океан темной и холодной безысходности. Слушая альбом, вы столкнетесь с суровой, тяжелой северной музыкой, не очень сильно отличающейся от той, что играют Opeth и Winds, но и не похожей на них. Тем более творчество группы не похоже на King Crimson, Tool, Porcupine Tree, Meshuggah, с которыми иногда тоже могут возникнуть ассоциации, правда, совсем уже отдаленные. Leprous имеют свое лицо. И это лицо гораздо приятнее и интереснее черепа, изображенного на отпугивающей обыкновенных арт-рокеров и просто нормальных людей обложке альбома.
Еще страшнее последняя, восьмая композиция альбома «Contaminate Me», на которой демонстрирует свой гроулинг (к счастью, отсутствующий на всех остальных треках) именитый «гость» – вышеупомянутый Ihsahn. Это как если бы фильм, включающий семь эпизодов из наследия, скажем, Бергмана (тоже «северное», тоже «грустное» и тоже «изысканное» искусство), вдруг был бы дополнен куском какого-нибудь хоррора с горами трупов и реками крови. Эта вещь сокрушает всё вокруг, в том числе желание поставить сильно высокую оценку за альбом. А лучшей вещью я бы назвал уже упомянутый титульный трек и пятую песню «The Valley»; впрочем, на звание лучшей в той или иной степени может претендовать в принципе любая из композиций, кроме финальной «пьесы».
Это очень подходящий альбом для тех, кто любит такое сочетание ярости и отчаяния, которое подано в сложно-структурированной форме и одновременно в металлическом звучании. Такие меломаны могут смело ставить альбому максимальный балл. Однако если у вас портится настроение и возникает депрессивное состояние даже от такой концентрации тяжести и меланхолии, которая содержится в музыке Porcupine Tree, то держитесь подальше от творчества Leprous и слушайте более правильную и жизнеутверждающую музыку!
P. S. На пока что единственном концерте Leprous в России, который состоялся в сентябре этого года в клубе «А2» (Санкт-Петербург), рассчитанном на несколько тысяч человек, было около 80 посетителей. Несмотря на концовку предыдущего абзаца, данный факт всё-таки вызывает глубочайшее сожаление: если высокопрофессиональные музыканты не занимаются явной чернухой и играют интересную музыку, то они, определенно, заслуживают большего!

См. также рецензию на Leprous «Bilaterial» (2011): http://inrock.ru/reviews/leprous_2011

Владимир Импалер

Владимир Импалер