Kiveskives “Joystick” (2012)
heavy prog/nintendo-tuned rock 9/10
Playground Music Finland
На Last.Fm стиль финского трио Kiveskives в первую очередь описывается такими тэгами, как “electronic” и “synthpop”. Со всей ответственностью заявляю, это – полная ерунда! Гитарист Пиету Саппонен, клавишник Маркус Кеттинен и ударник Антти Луома при помощи ряда «гостевых» музыкантов (включая несколько духовиков, в том числе саксофонистку Сини Палокангас из Dasputnik) создают фантастическую музыку, которую, к счастью, невозможно классифицировать. Сами музыканты на сайте обозначают свой стиль как “psychedelic progressive instrumental Nintendo-tuned rock”. Хотя песен эта группа не исполняет, – голоса музыкантов используются то для каких-то странных вокализов, то для пародии на гроулинг, – но и это обозначение вряд ли является удачным. 12 коротких треков рецензируемого здесь дебютного полноформатного альбома “Joystick” представляют собой калейдоскоп быстро меняющихся музыкальных рисунков, созданных разнообразными «красками». Экстремальный металл (в весьма большом количестве!), «восьмибитное» синтезаторное звучание, сменяющееся «чистым» фортепиано, виолончелью, металлофоном (или чем-то на него похожим) и медными духовыми, фрагменты в духе музыки Геннадия Гладкова к «Бременским музыкантам», гитарный рок с меланхоличным «северным» настроением, агрессивные куски в духе самого начала «Allegro Barbaro” Б. Бартока в версии ELP и прочие элементы – всё это чередуется непредсказуемо, нередко с калейдоскопической скоростью. Участники коллектива явно не испытывают почтения к каким-либо «классикам»: в произведении “Remu” они как будто пародируют американскую рок-н-ролльную музыку 50-х годов, а в “Mustaraskas” с легкостью чередуют мелодию из «К Элизе» Бетховена с почти симфоблэковыми риффами. И всё описанное воспринимается органично. При этом Kiveskives могут звучать и довольно нежно, как в начале композиции “Segerstam”, или во вступлении к “Siperian Drive-In”. Виртуозное владение инструментами, сильно развитое чувство юмора, полное отсутствие, как занудности, так и следования штампам различных стилей рок-музыки, а также какое-то неуловимое ощущение безбашенности и свободы позволяет еще более эффективно сносить крыши слушателям. И не важно, насколько хорошо и к чему именно эти слушатели подготовлены.
P. S. В прошлом году группа выпустила второй долгоиграющий альбом “J. S. Bach In His Favourite Disco” – еще одну экспериментальную работу, рецензия на которую увидит свет в следующем номере…