Ken Hensley «My Book of Answers» (2021)
Трудно представить, но «My Book of Answers» – уже третий за каких-то полгода посмертный альбом экс-участников Uriah Heep. Ушли из жизни Ли Керслейк, Тревор Болдер, Кен Хенсли, а недавно ещё и Джон Лотон. Как же так?.. Но у альбома Хенсли есть большое отличие: вряд ли, даже в самых чёрных мыслях, автор мог задумывать его как последний свой сольник. И даже как сольник его воспринимать не стоит, на самом деле это коллаборация Кена Хенсли с его поклонником из Барнаула, российским бизнесменом и автором текстов Владимиром Емелиным. Встретившись как-то перед рейсом в аэропорту испанского города Аликанте, они разговорились, подружились, и Емелин познакомил Хенсли со своими стихами. И те, дескать, так понравились, что Кен решил сочинить на их основе альбом. Кстати, на счету Емелина уже была одна такая коллаборация – в 2019 году альбом с музыкой на его стихи выпустил российский поп-бард Павел Кашин.
Тут, конечно, хочется поворчать на тему «успешных бизнесменов» и их влияния на мир рок-музыки, но, думается, это всё-таки иной случай, что, скажем, был у Михаила Меня с Хьюзом и Тёрнером. Мы знаем, каким открытым человеком мог быть Кен, и как он был готов воспринимать как друзей людей другого круга и культуры, если их объединяет нечто большее, незримое. (И отвергать, казалось бы, оправданное панибратство тоже). Так или иначе, фэн и его кумир подружились, Кен начал изучать и адаптировать черновые переводы текстов, дополнять их своими идеями, подключать к работе других музыкантов.
Позднее сольное творчество Кена Хенсли можно условно разделить на два потока. С одной стороны, у него есть международная рок-группа Live Fire, с которой он гастролировал с рок-репертуаром и выпускал альбомы, отдавая место у микрофонной стойки другим – в последние годы итальянцу Роберто Тиранти. С другой – всегда под рукой были местные инструменталисты из Аликанте, с которыми он записывал что-то более простое и личное. Это – второй случай. В списке исполнителей давний товарищ Кена, барабанщик и саунд-продюсер Томми Лопес, гитарист Иззи Куэто и басист Мойсес Сересо, задействована также струнная секция, приглашённые пианисты и бэк-вокалисты. Работа началась ещё в 2018-м, но весь следующий год Кен был сильно занят с концертами, и по-настоящему проект сдвинулся с места в 2020-м, когда началась пандемия. Правда, пришлось записываться дома, что, конечно, наложило отпечаток на звук… Но трудности в восприятии альбома не в этом. И даже не в текстах – в нашем восприятии западного рока они всегда идут после музыки, и хотя в строчках Емелина нет такого чарующего богатства образов, как у Кена, нет и чувства несоответствия. Просто тексты – наблюдения о жизни, судьбе, «отношениях»… «Я любил тебя как только мог / Пока ты не встала между мной и моей песней / И тогда я решил тебя не замечать, как и всех других до тебя / Потому что мой мир – это музыка», – поётся в «Cover Girl». Из этого ряда выделяется автобиографичная «Light the Fire (In My Heart)» – прочувствованное обращение поклонника к своему кумиру, рассказ о том типе духовной связи, который важен им обоим. И завораживает «Suddenly» в концовке – как рассказывал Емелин, сама тема была близка им обоим, и даже конкретные строчки, посвящённые потерям близких людей, пришли одновременно и ему, и Кену. А теперь вот вышло так, будто Хенсли спел сам про себя…
Беда в том, что всё это ощущаешь умом, а на эмоциональном плане – нет. Множество изящных инструментальных партий, красивых аранжировок, узнаваемых хенслиевских звучаний его гитары (особенно слайда) и хаммонда, не складываются в целостные вещи, потому что нет стержня – ярких вокальных мелодий. А почему? В интервью Кена часто спрашивали, что приходит первым – тексты или музыка, и чаще всего он отвечал, что это происходит одновременно. Акт вдохновения нельзя разделить. Сама ситуация, когда нужно сочинять на чужие стихи, была новой и непривычной, особенно со стихами, которые не делятся на куплет и припев. Кен перебрал больше сотни текстов, выбирая строчки, откликавшиеся в душе. Отсюда и ощущение лоскутного одеяла. После энергичного, пусть немного деланного, но рокерского начала диск скатывается в бесконечную былину-балладу, зачитываемую Кеном. И голос… от него исходит ощущение бесконечной усталости. Понятно, возраст, и, может быть, ещё локдаун добавил.
По музыке самыми яркими можно назвать «Suddenly» с любопытным вступлением в саундтреково-симфоническом духе, «Stand (Chase the Beast Away)» с хором и вокализом а-ля госпел, и «Right Here, Right Now», который, правда, при ближайшем рассмотрении оказывается перелицовкой «The Hanging Tree» с альбома «Firefly» (1977) – в соавторах честно указан Джек Уильямс, который помогал Кену сочинить оригинальную версию. Отголоски того же периода (песни «Illusion»), но менее явственные, слышатся и во вступлении к «Silent Scream». Слайдовое соло в открывающей «Lost (My Guardian)» хочется вырезать и сохранить на память отдельно.
Главное, что греет душу: этот альбом всё-таки у Кена не последний. Параллельно он завершал ещё один диск «A Little Closer». И успел, вместе с испанцами, сыграть и записать на видео закрытый концерт-презентацию «My Book of Answers». Ещё, по рассказам, Кен работал над рок-оперой. И когда (если?) всё это выйдет, восприятие нынешней новинки сгладится, и она займёт достойное место в дискографии великого музыканта. Правда, обложку, просто чудовищно нелепую, было бы хорошо заменить уже сейчас.
Владимир Импалер
IR #94
hard rock 7/10
Cherry Red/Hear No Evil Recordings