Хвост и «Аукцыон» «Чайник вина» (1992/2013)
Май 10, 2014
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Хвост и «Аукцыон» «Чайник вина» (1992/2013)

singer/songwriter 10/10
Геометрия

Альбом скромен, наивно бел цветом коробки и стилен. Это ощущение «чистоты» работы в процессе знакомства с релизом даже нарастает.
В издание вошли 2 CD, DVD-бонус и постер. На первом CD – первый из двух совместных альбомов знаменитого российско-советского эмигранта, поэта-авангардиста, автора песен и музыканта Алексея «Хвоста» Хвостенко с группой «Аукцыон». Диск впервые вышел в 1992-м и стал самой камерной сенсацией нашего аудио-рынка. Хвостенко, тогда известный сравнительно узкой прослойке диссидентствующих интеллектуалов, имел огромную тайную славу – благодаря песне «Рай» («Город», «Под небом голубым»…), которую душевно пел Борис Гребенщиков. Хвост и сам говорил, что этот факт послужил толчком к возвращению из эмиграции в Россию.
Альбом начинается со знаменитой «Орландины» и звучит с грустью и созерцательностью, ходит по границам сознания и краям образности. Тайна тут настолько очевидна и трепетна, что может не раз стать жутковато и странно. В заглавной вещи трагичность медленно перетекает в стёб. Завершается альбом ее бонусной альтернативной студийной версией – записью неторопливой и страшной. Далее, от юродствующей, а затем словно расцветающей песни «Дети», до безгранично дышащих романсов «Слепой» и «Конь унес любимого» и русского блюза «Внутри собаки» – всё сделано с удивительно красивыми тембрами и ритмами. Так звучат и «Прощальная» на музыку Баха и Чимарозы, и другие шедевры. Каждая вещь – заговор и молитва, каждая – на разрыв сознания, не внешний крик, но тихий взрыв внутри. Диск не оставляет шансов на холодное отношение.
Второй CD включает демо-версию «Чайника вина», записанную Хвостенко в Париже, с песнями – на три четверти не вошедшими в альбом (sic!) – и интервью Джорджа Гуницкого с Хвостом. На DVD – концерт с «Аукцыоном» и квартирник, в которых участвует дочь Хвоста – Анна. Тут можно поприсутствовать при долгом выпивании в богемной компании, услышать рассказы о работе и песни Алексея.
Ассоциации – дурашливость великих шутов, нега без роскоши, интеллигенция без Родины, ирония без позитива. Ощущение от мягких манер и апокалиптических образов Хвоста оказывается между болью и катарсисом – но не всегда радостно знать так точно, что мы потеряли. Хвост нашел в «Ы» близких людей – это была и есть огромная редкость. Слушание дает и обостренное понимание того, к чему стремились музыканты. «Чайник» очень близок к яркой, несказанной гармонии.
Присутствие альбома в ряду переизданий «Аукцыона» – спорно. Всё же он, и по смыслу, и по содержанию, выбивается из работ группы. Но качество записи, ее влияние – и на психологию «Ы», и на отечественную рок-цивилизацию в целом – несомненны.

Владимир Импалер

Владимир Импалер