Helloween “Helloween” (2021)
Спустя пару лет после выхода предыдущего альбома Helloween “My God-Given Right” (2015) в «тыквенном» семействе началось настоящее волшебство – неожиданное, удивительное: в группу на постоянных правах вернулись Майкл Киске и Кай Хансен (все подробности и нюансы этого реюниона многократно описаны в статьях и интервью, и наш журнал не исключение – см. текущий номер). Заряженные живительной энергией обновления, «Хэллы» сразу же приступили к активным действиям – они изрядно покатались по миру с концертами, выпустили мощный живой альбом “United Alive in Madrid” (2019) и даже записали пару новых многообещающих синглов. Однако фэны, с лиц которых не сходило изумлённое «да ла-а-адно!..», все эти годы ждали от обновлённого состава Helloween главного – новой студийной работы. Концерты и туры – это одно, а вот осилят ли ветераны пауэр-метала полноценный новый альбом? Интриги добавило и многозначительное название нового лонгплея – с претензией на духовную связь с одноимённой классической работой «Тыкв» 1985 года…
Скажу сразу, без долгих предисловий: и всё-таки альбом удался! На долгожданную радость фэнам, наперекор сомневавшимся и недоброжелателям. Да, это не шедевр, не какой-то краеугольный камень стиля и не «лучший альбом группы», как любят говаривать музыканты каждый раз после выхода нового релиза – это просто крепкий, качественный релиз и, более того, это определённо веха. Но – обо всём по порядку.
По ощущениям, “Helloween” – альбом очень добрый, светлый, «тёплый-ламповый». Создатели его постарались смешать атмосферу 1980-х с современными наработками и стандартами, не доводя при этом свои старания до маразма. К слову, не обошлось и без небольшого почти что мистического события: группе удалось найти и выкупить оригинальную барабанную установку Инго Швихтенберга (R.I.P.) и даже задействовать её в процессе записи! Так что, считай, на альбоме есть и незримая частичка Инго… Очень удачной получилась обложка авторства Элирана Кантора (работал с Archspire, Evile, Iced Earth, Atheist, Testament и т. д.), содержащая множество «пасхалок» – сиречь, отсылок к оформлению других альбомов группы. Даже старое-доброе лого вернулось, дабы подчеркнуть преемственность классических «Хэллов» и их современной инкарнации.
Один из самых интересных моментов этого релиза – то, что на нём поют все три вокалиста, занимавшие место у микрофонной стойки в разные периоды существования группы. И, надо сказать, что все они вполне «в голосе» – Киске всё так же здорово тянет высокие ноты (ну, хорошо, хорошо, не так, как в 1987-м, но более чем достойно), Дерис эмоционален и проникновенен, а Хансен узнаваем и харизматичен. В принципе, ни один условный «лагерь» не остался обиженным – ну, может быть, хотелось бы побольше вокальных партий Кая: и лично мне, и в целом… И хотя по актуальным правилам игры ведущими певцами в Helloween-2021 считаются всё-таки Энди и Майкл, Хансена у микрофона здесь действительно маловато.
В одном из интервью музыканты рассказывали, что распределение вокальных партий проходило безо всяких конфликтов. Что Дерис, что Киске по очереди сначала спели практически весь материал, после чего своё веское слово сказали продюсеры – и затем уже коллегиально решалось, кто и что будет петь… если какие-то партии казались неподходящими или по каким-то причинам не вписывались в общую картину, на помощь приходил другой певец. Это, кстати, один из весьма существенных плюсов альбома – благодаря такому взаимопониманию среди членов группы “Helloween” звучит очень естественно и органично.
Что же касается самой музыки, то основными авторами выступили Энди Дерис и Михаэль Вайкат. Также отметились Гросскопф, Хансен и Гёрстнер, плюс некоторые композиции были написаны совместно, а вот герр Киске и драммер Дени Леблё почему-то остались в стороне от сочинительства. Временами диск воспринимается некой задушевной ретроспективой – скажем, открывающий альбом номер “Out for the Glory” легко вписался бы в состав второго «Кипера», равно как и великолепный эпический “Skyfall”, перекликающийся с обеими частями “Keeper of the Seven Keys”. “Angels” не потерялась бы на “Chameleon” – Саша Гёрстнер написал её словно специально под Киске, а хрупкий стремительный “Fear of the Fallen” хорошо смотрелся бы на “Master of the Rings”. Временами – например, слушая дробненький семиминутный “Robot King” с псевдоклассическим гитарным проигрышем в середине или тот же бодрый скорострельный “Cyanide” – “Helloween” выглядит прямым продолжением последних нескольких «полноформатов»… В любом случае Helloween Киске и Helloween Дериса не конфликтуют между собой – альбом не выглядит лоскутным одеялом-компиляцией из наспех надёрганных кусочков. Скорее он воспринимается как некая альтернативная история, как missing link – пропущенное звено в развитии творческого пути группы, органично совмещающее в себе то, что есть, с тем, что было – и переплавляющее это в единое целое. Ну, реально, многие ли из фэнов «Тыкв» в конце 1990-х могли представить себе Киске с Дерисом и Хансеном не просто на одной сцене (это-то ещё ладно, юбилеи и гонорары способны творить чудеса), а в составе одной группы?.. Да и ещё и настолько плодотворно взаимодействуя? Невероятно, но факт – и “Helloween” тому документальное подтверждение.
Да, не все номера у группы получились в равной степени хитовыми – например, сырой, дёрганый, распадающийся на куски “Down in the Dumps” или до дубового прямолинейный “Mass Pollution” вполне можно было бы пустить на би-сайды… Те же бонусы, вынесенные на отдельный диск (за это отдельное спасибо издателю!), получились куда как интереснее – что мечтательный, очень гитарный “Golden Times”, что упругий качающий “Save My Hide”. Чего здесь действительно не хватает, так это баллад – почему-то в этот раз решено было обойтись без них (хотя Дерис говорил, что у него есть в запасе одна медленная вещь). Зато на альбоме имеется довольно неожиданная песня “Best Time”, напоминающая манерой пения и ритмикой творчество… Билли Айдола! (Врать не буду, это не моё сравнение – его сразу по выходу альбома не озвучил только ленивый, да и сами музыканты упоминали сходство этой песни с Айдолом, так что я с этой характеристикой согласен в полной мере).
Не знаю, стоит ли упоминать наиболее удачные песни – кто-то любит «Тыкв» за эпики, кто-то за скоростные номера, кому-то нравится лирика, поэтому фавориты у каждого будут свои… Лично я отдал бы свой голос за бодрый и ритмичный “Indestructible” авторства Маркуса Гросскопфа, мощный бравурный пауэр-метал-гимн “Rise Without Chains” (дуэт Дериса и Киске впечатляет!), героический боевик “Out for the Glory” (автор – Вайки) и, разумеется, за всё тот же замечательный разноплановый хансеновский “Skyfall”. В последней, к слову, в качестве гостя выступил клавишник Йенс Йоханссон (Rainbow, Stratovarius, экс-Dio, экс-Yngwie Malmsteen и т. д.).
Под занавес стоит сказать и о паре спорных моментов. Во-первых, это чрезмерная продолжительность альбома: даже стандартное издание без бонусов переваливает за час… При всём уважении к «Хэллам», ближе к финалу внимание начинает банально замыливаться, и сокращение треклиста на пару-тройку песен – скажем, те же “Mass Pollution” или “Down In The Dumps” – пошло бы только на пользу. Второй момент – не очень удачным, на мой взгляд, получился саунд: материал “Helloween” видится всё-таки в более металлизированном, более жёстком звучании… Нет никаких сомнений в профессионализме что Чарли Бауэрфайнда (Blind Guardian, Saxon и т. д.), что Денниса Варда (Place Vendome, Unisonic, экс-Pink Cream 69), продюсировавших альбом, но… Но. Хотя, с другой стороны, мне очень понравилось, как в миксе звучит бас.
Можно ли назвать “Helloween” шедевром? Ни в коем случае: это просто крепкая работа, где-то слегка провисающая (вот они, завышенные ожидания!..), где-то, наоборот, вызывающая восхищение, содержащая целую россыпь отличных песен – и однозначно уникальная из-за того, что это, по сути, дебютный альбом «старого-нового» Helloween. В любом случае, «великолепная семёрка» с поставленной задачей справилась – пусть не на «отлично», но на твёрдое «хорошо». Но главное, на мой взгляд, заключается в другом. Этот альбом – не только физический результат сотрудничества воссоединившихся «блудных сыновей», а, прежде всего, своеобразное послание. Судя по той исцеляюще-позитивной атмосфере, которой доверху наполнен “Helloween”, по продолжительным совместным гастролям, по совместной студийной работе и по обилию доброжелательных и словоохотливых интервью, сейчас в группе царит здоровый, даже цветущий микроклимат. И поэтому очень хочется верить (точнее даже, довериться ощущениям), что такое положение дел сохранится надолго, и что этот альбом – лишь начало нового периода в жизни «Тыкв», первая «крупногабаритная ласточка», старт новой плодотворной эпохи.
Алексей Арбузов
IR #94
power metal 8/10
Nuclear Blast/"Союз Мьюзик"