Гражданская Оборона «Апельсин. Электричество» (2 DVD, 2015)
Июль 1, 2017
Александр В. Волков (185 статей)
Поделиться

Гражданская Оборона «Апельсин. Электричество» (2 DVD, 2015)

Альбом записан 19 ноября 2006 года на концерте в культовом московском клубе “Апельсин”. Эта запись уже выпускалась в аудиоформате, но впечатление от видео оказалось качественно другим. С энергетикой у этого живого альбома полный порядок. Парадоксальное соединение у Егора Летова стремления к знанию с умением быть безудержным в творчестве создаёт многомерность и сохраняет драйв.
Зрители поют, строят рожи, выскакивают на сцену, попадают в руки секьюрити и нежно вышвыриваются обратно в партер. Летов “близок” к народу — в фильме много крупных и средних планов. Группа — статична, не очень-то спасают и несколько камер, изображение которых старательно и нервно монтируется. Монтаж назойливо “современный”, или, как говорят, оправдывая неспособность выстраивать драматургию и логику изображения — “клиповый”. При этом тягучий гипноз голоса не отпускает и появляется мысль: пусть картинка “моргает”, а мы песни послушаем.
На дополнительном DVD есть несколько бонусных песен — “Зоопарк”, “Слава психонавтам”, “Русское поле экспериментов”, финальная инструментальная (sic!) “Песня Барсука”. Эти номера показались не менее драйвовыми, чем остальной трек-лист, но основной альбом мастерил и отбирал сам Егор. Ему всегда хотелось доносить до публики мысли, а не только поднимать торнадо эмоций. Он тут больше улыбается и двигается активнее — для “пипла”. Пипл уговаривать себя не заставляет — реагирует, как может. Также на диске — каталог издательства “Выргород” и “Фильм о съемках фильма”: саундчек, перемежаемый интервью со зрителями, которые говорят как заведённые: “Позитив и радость!”. Ни одного гопника в фильме нет даже близко. Никто не ругается, люди язык в объектив не показывают и охотно пускаются в рассуждения, что больше описывает позицию создателей, чем реальность. Только вот что подумает будущее…
Про оформление альбома — отдельно. Ещё в 90-х годах винил “Прыг-Скок”, помнится, удивлял, сбивал с толку ярким, “психонавтическим” дизайном, наследующим не панк-эстетике, не модерн-графичности Sex Pistols или The Clash, а разлапистой арт-красивости дисков Cream “Disraeli Gears” или “Live at the Royal Albert Hall”. Вокруг протест, понимаешь, грязь и прочий рок-н-ролл, какой тут психодел? Но именно такие цветы в душе помогают воспринимать окружающее с напряжением и так желать победы над реальностью, как в песнях “Обороны”.
Что же такое всё-таки в нашей жизни психодел?.. Плотный, жирный звук удивляет, без лоу-фая ранних записей группа предстаёт менее всего панком, а вот принятый термин “сибирский экзистенциальный андеграунд”, кажется, прикипает к ГО намертво. То, что Егор не является панком в стандартно-британском смысле этого слова, ясно. То, что у него бушевал в сознании скорее гибридный арт-панк и что из музыки ГО бесконечно выплёскивался экзистенциальный и метафизический смысл — одно из главных открытий альбома.

InRock
8 из 10
Общее впечатление

punk rock 8/10
“Выргород”

8

Рекомендовано к прослушиванию
Александр В. Волков

Александр В. Волков