Гражданская Оборона «Апельсин. Электричество» (2 DVD, 2015)
Альбом записан 19 ноября 2006 года на концерте в культовом московском клубе “Апельсин”. Эта запись уже выпускалась в аудиоформате, но впечатление от видео оказалось качественно другим. С энергетикой у этого живого альбома полный порядок. Парадоксальное соединение у Егора Летова стремления к знанию с умением быть безудержным в творчестве создаёт многомерность и сохраняет драйв.
Зрители поют, строят рожи, выскакивают на сцену, попадают в руки секьюрити и нежно вышвыриваются обратно в партер. Летов “близок” к народу — в фильме много крупных и средних планов. Группа — статична, не очень-то спасают и несколько камер, изображение которых старательно и нервно монтируется. Монтаж назойливо “современный”, или, как говорят, оправдывая неспособность выстраивать драматургию и логику изображения — “клиповый”. При этом тягучий гипноз голоса не отпускает и появляется мысль: пусть картинка “моргает”, а мы песни послушаем.
На дополнительном DVD есть несколько бонусных песен — “Зоопарк”, “Слава психонавтам”, “Русское поле экспериментов”, финальная инструментальная (sic!) “Песня Барсука”. Эти номера показались не менее драйвовыми, чем остальной трек-лист, но основной альбом мастерил и отбирал сам Егор. Ему всегда хотелось доносить до публики мысли, а не только поднимать торнадо эмоций. Он тут больше улыбается и двигается активнее — для “пипла”. Пипл уговаривать себя не заставляет — реагирует, как может. Также на диске — каталог издательства “Выргород” и “Фильм о съемках фильма”: саундчек, перемежаемый интервью со зрителями, которые говорят как заведённые: “Позитив и радость!”. Ни одного гопника в фильме нет даже близко. Никто не ругается, люди язык в объектив не показывают и охотно пускаются в рассуждения, что больше описывает позицию создателей, чем реальность. Только вот что подумает будущее…
Про оформление альбома — отдельно. Ещё в 90-х годах винил “Прыг-Скок”, помнится, удивлял, сбивал с толку ярким, “психонавтическим” дизайном, наследующим не панк-эстетике, не модерн-графичности Sex Pistols или The Clash, а разлапистой арт-красивости дисков Cream “Disraeli Gears” или “Live at the Royal Albert Hall”. Вокруг протест, понимаешь, грязь и прочий рок-н-ролл, какой тут психодел? Но именно такие цветы в душе помогают воспринимать окружающее с напряжением и так желать победы над реальностью, как в песнях “Обороны”.
Что же такое всё-таки в нашей жизни психодел?.. Плотный, жирный звук удивляет, без лоу-фая ранних записей группа предстаёт менее всего панком, а вот принятый термин “сибирский экзистенциальный андеграунд”, кажется, прикипает к ГО намертво. То, что Егор не является панком в стандартно-британском смысле этого слова, ясно. То, что у него бушевал в сознании скорее гибридный арт-панк и что из музыки ГО бесконечно выплёскивался экзистенциальный и метафизический смысл — одно из главных открытий альбома.
punk rock 8/10
“Выргород”